Планируемые результаты освоения учебного предмета география.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой
составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи, давать определения понятиям и др. Учащиеся включаются в коммуникативную
учебную деятельность, где научатся работать в сотрудничестве, вступать в диалог и т. д.
Личностным результатом
обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
Гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность
следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях;
Осознание целостности природы, населения и хозяйства земли, материков, их
крупных районов и стран;
Осознание единства географического пространстваРоссии;
Осознание значимости глобальных проблем человечества;
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни других народов, толерантность;
Овладение законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях;
Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции;
Гармонично развитые социальные чувства и качества;
Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки
других людей.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и
сформированных личностных качеств:
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметнымирезультатами изучения курса «География» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД :
-)способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
-) умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты.
Ученики 5-8 классов научатся:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проекта;
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;
Выпускники 9 класса научатс:
Составлять план решения проблем;
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
Работая по предложенному плану использовать и дополнительные средства;
Работать по самостоятельному плану, сверяясь с ним и цельюдеятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства ( в том числе
Интернет);
В ходе представления проекта давать оценку его результатам;
Самостоятельно оценивать причины успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
Ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки
в своих действиях и поступках, принимать решения.
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия;
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений.
Познавательные УУД:
-) формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-) умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий.
Ученики 5-8 классов научатся:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,
выявлять причины и следствия простых явлений;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов; преобразовывать информацию из
одного вида в другой;
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Выпускники 9 класса научатся:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
Давать определение понятиям на основе изученного учебного материала;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для
себя форму фиксации и представления информации;
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий;
Использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент
для достижения своих целей;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство, факты; для этого самостоятельно использовать различные виды
чтения, приёмы слушания.
Средством формирования познавательных УУД служат продуктивные задания учебника,
нацеленные на:
-) осознание роли географии в познании окружающего мира;
-) освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве, на основе
которых формируется географическое мышление учащихся;
-) использование географических умений для анализа , оценки, прогнозирования
современных социоприродных проблем и проектирования путей их решении;
-)
использовании
карт
как
информационных
образно-знаковых
моделей
действительности.
Коммуникативные УУД:
5-6 классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
7-9 классы
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого различать в его речи: мнение, доказательство, факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога и организация работы в малых группах, а также использование на уроках
элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» 5-9 –х классах являются
следующие умения:
5-6 класс
Осознание роли географии в познании окружающего мира:
-Объяснять роль различных источников географической информации;
Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве:
-Формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей
среды;
-Объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
-Составлять описания различных географических объектов
Использование географических умений:
-находить в различных источниках и анализировать различную информацию;
- составлять описание различных географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения компонентов природы.
Использованиекарт как моделей;
- определять по карте местоположение географических объектов.
Понимание смысла собственной действительности:
- определять роль выдающихся географических открытий;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды.
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
окружающей среды.
7 класс
объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой
геосферы и географической оболочки;
выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических
проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;
объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной
поясности;
определять географические особенности материков, океанов и отдельных стран;
анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
устанавливать связь между географическим положением, природными условиями,
ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
находить и анализировать необходимую информацию для объяснения
географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на
разных материках и в океанах;
различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического
изображения;
выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и
явлений на материках, в океанах и различных странах;
использовать знания для осуществления мер по охране природы и защите людей
от стихийных природных явлений.
8 -9 класс
объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и
природы;
объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного
социоприродного развития;
выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от
природных условий территории;
объяснять сущность происходящих в России социально-экономических
преобразований;
определять причины и следствия геоэкологических проблем;
приводить примеры закономерностей размещения населения, городов, отраслей,
центров производства;
анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
прогнозировать изменения в природе, в численности и составе населения;
составлять рекомендации по решению географических проблем;
пользоваться различными источниками информации;
определять по картам местоположение географических объектов;
формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользовании, качеству жизни населения, деятельности экономических
структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
Содержание учебного предмета география.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход
к изучению географической среды в целом и её разных территорий, и акваторий. Такой
подход помогает рассматривать природные, экономические и социальные факторы,
формирующие и изменяющие окружающую среду. Содержание структурировано в виде
двух основных блоков: «География земли» и «География России». Содержание курса 5-6
классов даёт первоначальные знания о природе земли, об основных этапах её
географического освоения, о её природе и населении. Вводятся первоначальные знания о
плане местности, карте. Формируются навыки работы с картой. Изучаются географические
оболочки Земли: гидросфера, литосфера, атмосфера, биосфера.
В 7 классе раскрывается материал о природе материков и океанов, о различных странах,
регионах и народов Земли. Большое внимание уделяется изучению общих
географических закономерностей и их проявлению на конкретном материке. Изучение
материков представлено в виде параграфов- путешествий, с картами маршрутов.
Содержание курса в 8 классе нацелено на формирование знаний о России: её населении,
природе и хозяйстве. Большое внимание уделяется изучению особенностей хозяйства,
его отраслевого состава, природно-хозяйственных зон нашей страны. В 9 классе
содержание курса география охватывает материал о географических районах России.
География 5 класс (за год 34 часа, 1 час в неделю).
1.Что изучает география - 1час.
2.На какой земле мы живём - 4часа.
3.Планета Земля - 8 часов.
4.План и карта - 15 часов.
5.Человек на земле - 4часа.
6. Резерв на ВПР - 2 часа.
География 6 класс ( за год 34 часа, 1час в неделю).
1.
2.
3.
4.
5.
Литосфера – 11 часов.
Гидросфера – 11 часов.
Атмосфера – 6 часов.
Биосфера – 3 часа.
Резерв на ВПР – 2 часа.
География 7 класс( за год 68 часов, 2 часа в неделю).
1.
2.
3.
4.
5.
Введение – 4 часа.
Население– 5 часов.
Природа Земли – 16 часов.
Материки и океаны – 43 часа.
Резерв на ВПР – 2 часа.
География России 8 класс (за год 68 часов, 2 часа в неделю)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Россия в мире – 8 часов.
Россияне – 10 часов.
Природа - 20 часов.
Хозяйство – 20 чаов.
Природно-хозяйственные зоны – 8 часов.
Резерв на ВПР – 2 часа.
География России 9 класс (за год 68 часов, 2 часа в неделю)
1.
2.
3.
4.
5.
Введение - 11 часов.
Регионы России – 8 часов.
Европейская Россия 33 часа.
Азиатская Россия – 12 часов.
Заключение – 6 часов.