Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п Идель
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Школьный спортивный клуб «Старт»
5-9 классы
п. Идель
2024 г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «школьный спортивный
клуб» разработана в соответствии с требованиями:
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 №
286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального
общего образования";
Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
Санитарными
правилами
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее –
СанПиН 1.2.3685- 21);
Уставом МКОУ СОШ п. Идель;
Образовательной программой школы: основная общеобразовательная
программа (ООП НОО) имеет спортивно-оздоровительную направленность,
рассчитана на 1 год, всего 34 часа (по 1 часу в неделю) (5-9 классы);
Программа
направлена
на
привлечение
обучающихся
общеобразовательного учреждения к систематическим занятиям физической
культурой и спортом; развитие в общеобразовательной организации
традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта;
формирование у обучающихся здорового образа жизни, их успешную
социализацию.
«Внеурочная деятельность учащихся», Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов,
М.В.Маслов, М.: Просвещение, 2011
Реализация программы внеурочной деятельности «Школьный
спортивный клуб» по модулям позволяет максимально учесть в
образовательном и воспитательном процессе специфику развития
обучающихся на каждой ступени, каждого возраста и формировать в любом
возрасте
социально
компетентную
личность
на
основе
учёта
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм
общения.
Реализации программы на ступени основного образования помогает
педагогам интенсивно формировать личность и получить подростку
правильный нравственный опыт, удовлетворить потребность первостепенной
значимости в принадлежности к какой-нибудь группе, а также снизить
негативные факторы, обусловливающие различные поведенческие
отклонения в этом возрасте: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное
поведение.
Для старших школьников программа практически готовит их к
выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая
самые сложные. Мышление в судейской и инструкторской практике,
арбитраж дает обучающимся возможность проникать в сущность вещей,
понимать закономерности отношений между людьми. Поэтому в результате
усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания
становятся личным достоянием старшеклассника, перерастая в его
убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на
окружающую действительность. Он стоит на пороге вступления в
самостоятельную жизнь: профилируется, готовится к труду, к выполнению
гражданских обязанностей.
Программа предназначена для занятий с обучающимися на ступени
основной и старшей школы и рассчитана на обучающихся:
проявляющих повышенный интерес к физической культуре и спорту;
мотивированных на дальнейшее обучение в учебных заведениях
спортивного назначения.
Виды деятельности обучающихся в рамках программы: игровая,
познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое
общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество,
социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая
деятельность);
спортивно-оздоровительная
деятельность;
туристскокраеведческая деятельность;
Образовательные формы, предусмотренные в программе: экскурсии,
кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые
исследования, круглые столы, мозговые штурмы, деловые игры, тренинги,
проекты, в том числе через организацию деятельности обучающегося во
взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
Особенность программы заключается в клубной форме организации
внеурочной деятельности и широкой вариативности направлений обучения
школьников, обеспечивающих формирование у детей актуального
социокультурного опыта и личностной позиции, возможность творческой
самореализации, подготовку школьников к жизненному самоопределению. С
учетом этих особенностей данная программа носит комплексный характер и
представляет собой совокупность условий, в рамках которых внеурочная
деятельность детей рассматриваются как своеобразный образовательный
маршрут, который прокладывается по определённым направлениям. В
результате реализации программы сами обучающиеся, педагоги, родители
становятся
полноценными
субъектами
организации
спортивнооздоровительной работы в школе. Они включаются в проектную
деятельность в роли консультантов, помощников, организаторов внеурочных
мероприятий, и самое главное родители тесно взаимодействуют со своими
детьми, что способствует налаживанию между ними доверительных
отношений и положительно влияет на результативность освоения данной
программы и процесса обучения в целом.
В состав инвариантных модулей входят образовательный модуль
«Спортивный менеджмент» и модули спортивных секций по выбору
образовательной организации, как традиционных для нее, так и основанных
на новых видах спорта для школы.
Учебно-тематические планы модулей, содержание тем и объем
отведенных на них часов определяет сама школа, разрабатывают педагоги,
реализующие их в зависимости от уровня своего профессионализма,
материально-технической базы школы, широты спектра контактов школы с
социальными партнерами и т.д. (по этой причине в представленном фрагменте
программы не представлены учебно-тематические планы с разбивкой на часы
и темы, теорию и практику.
Планируемые результаты реализации программы внеурочной
деятельности «Школьный спортивный клуб»
В результате освоения программы по образовательным модулям
обучающиеся:
Личностные результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб»:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных ситуациях;
- проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении
личного здоровья и здоровья окружающих людей;
- оказание бескорыстной помощи окружающим людям, в т. ч. сверстникам, в
сохранении и укреплении их здоровья;
широкий кругозор, осведомленность об основных событиях и
изменениях в жизни школы, района, округа;
умение организовывать
свою деятельность и деятельность
обучающихся для достижения намеченных целей;
конструктивно реагировать на ошибки и трудности, возникающие в
процессе совместной деятельности;
своевременно вносить коррективы в свое поведение, намеченный план
действий в зависимости от сложившейся ситуации.
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы:
•
осознание здоровья как социокультурного феномена в контексте
физического, психологического и социального здоровья, его объективная
оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
•
планирование
и
организация
самостоятельной
спортивнооздоровительной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований
сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его
проявлениях;
•
анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
•
управление своим эмоциональным состоянием при общении со
сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального
благополучия.
Предметные результаты освоения обучающимися программы по
модулю «Медико-биологическая лаборатория» обучающиеся: по модулям
спортивных секций обучающиеся научатся: по модулю «Психологическая
служба» обучающиеся:
по
модулю
«Туризм
и
краеведение»
обучающиеся научатся: по модулю «Спортивный пресс-центр» обучающиеся
научатся:
-- приобретут представление о здоровье и здоровом образе жизни как о
сложных социокультурных феноменах;
- изучат основные факторы, влияющие на здоровье;
- научаться применять навыки профилактики и гигиены, позволяющие
сохранить здоровье во всех присущих человеческому организму
функциональных состояниях;
узнают основные группы пищевых продуктов и их влияние на
организм;
научаться оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему в
пределах своих возрастных и физиологических возможностей. - активно
использовать различные виды двигательной активности и расслабления
(физкультминутки, динамические паузы, отдельные упражнения, подвижные
игры, релаксация, минутный отдых);
- активно включаться в совместную спортивно-оздоровительную
деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для
сохранения и укрепления личного и общественного здоровья.
- приобретут устойчивое негативное отношение к наркомании,
алкоголизму, табакокурению как к сложно излечимым заболеваниям;
- выработают алгоритм поведения в различных ситуациях, в том числе
конфликтных и экстремальных ситуациях общения с людьми, находящимися
в различных психологических состояниях.
- получать заряд здоровья от встречи с прекрасным в природе и науках;
осознают необходимость природоохранной деятельности как условия
полноценной жизни и здоровья человека.
- доносить информацию по здоровье сберегающей тематике в
доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со
сверстниками и взрослыми людьми;
- использовать речевые средства и средства ИКТ для решения
коммуникативных и познавательных задач; знаково-символические средства
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
овладеют различными способами поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Воспитательные результаты реализации программы оцениваются по
3-м уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем
положительного социального знания и повседневного опыта.
Первый уровень по программе – школьник знает и понимает все
разнообразие спортивно-оздоровительной работы в школе, районе, округе и
т.д.
Второй уровень результатов - получение школьниками опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной,
дружественной социальной среде. Именно в этой среде ребенок получает
(или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных
социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Второй уровень воспитательных результатов по программе – школьник
ценит общественно-полезную деятельность в школе и мотивирован на
активное участие в спортивно-оздоровительной деятельности школы.
Третий уровень результатов - получение школьниками опыта
самостоятельного общественного действия за пределами дружественной
среды школы. Школьник самостоятельно организовывает различные
спортивно-оздоровительные мероприятия, активно участвует в их разработке
и подготовке.
Основными формами образовательных достижений и результатов
освоения, обучающимися программы являются:
анкетирование обучающихся, педагогов и родителей по вопросам
здоровья и поведения обучающихся и реализации программы формирования
здорового и безопасного образа жизни (проводится в начале и конце
учебного года);
проявление
социальной
активности:
проведение
спортивнооздоровительных мероприятий, участие в кроссах, олимпиадах, конкурсах,
соревнованиях на разных уровнях;
разработка и презентация проектов и результатов учебных
исследований, конференциях, подготовка и распространение печатных
материалов и т.п.
Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ООО.
Модули программы внеурочной деятельности
«Школьный спортивный клуб»
Модули программы
Класс
Модуль А
«Баскетбол»
5-9
12
Модуль B
«Волейбол»
17
Модуль C
«Футбол»
5
34
Всего
Модуль A: «Баскетбол»
Модуль ориентирован на детей, участвующих или потенциально
готовящихся к участию в спортивных соревнованиях различного уровня,
школьных спартакиадах и т.п. В программе могут быть модули по всем
видам спорта, входящим в программу спартакиады школьников. Цель,
планируемые результаты, темы и их содержание конструирует учитель
физической культуры. За основу конструирования и реализации данного
модуля по баскетболу использована программа «Внеурочная деятельность
учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов /В.С. Кузнецов,
Г.А. Колодницкий. -М.: Просвещение, 2013.
Модуль В: «Волейбол»
За основу конструирования и реализации данного модуля можно взять
Программу физического воспитания для обучающихся общеобразовательных
учреждений на основе автора В.И. Лях «Физическая культура. Рабочие
программы. 5 – 11 класс», Москва «Просвещение», 2016
Модуль C: «футбол»
Реализация
данного
модуля
предусматривает использование
возможностей урочной деятельности по предмету «физическая культура»,
внеурочных секционных занятий.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную
работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим. Каждое занятие программы внеурочной деятельности состоит из
трех
частей:
подготовительной,
основной
и
заключительной.
Подготовительная часть включает в себя актуализацию имеющихся знаний и
включение обучающихся в процесс целеполагания. В основной части
занятия, обучающиеся знакомятся с содержанием различных учебных задач,
в том числе проектного или исследовательского характера, выбирают
уровень их выполнения (базовый или повышенный), анализируют их,
взаимодействует в процессе их выполнения, коллективно решают.
В процессе прохождения по программе, наряду с традиционными
занятиями используются современные образовательные технологии:
деловые, ролевые, интеллектуальные игры, тренинги, исследовательская и
проектная деятельность обучающихся, ИКТ-технологии и др., происходит
процесс интеграции урочной и внеурочной деятельности на основе системнодеятельностного подхода, как методологической основы ФГОС.
Планируемые результаты изучения курса ВД
В результате освоения программного материала по внеурочной
деятельности ШСК «Старт» учащиеся получат представление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением
здоровья и повышением физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о способах изменения направления и скорости движения;
о соблюдении правил игры
будут уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических
качеств;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные и спортивные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
соблюдать правила игры
Ожидаемый результат
• устойчивость интересов и положительное эмоционально-ценностное
отношение к спортивно-оздоровительной деятельности;
• умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить спортивную
или подвижную игру с учётом особенностей участников, условий и
обстоятельств;
• проявление чувства коллективизма;
• расширение знаний о физической культуре и спорте, истории и
современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
• умение самостоятельно подбирать упражнения для развития внимания,
ловкости, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве;
• соблюдение культуры игрового общения, ценностного отношения к
подвижным и спортивным играм.
Ученик научится:
• ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
характеризовать роль и значение закаливания, прогулок на свежем воздухе,
подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития
основных систем организма;
раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической
культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать
основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию,
гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными
играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила
поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими
упражнениями
организовывать и проводить подвижные игры, соблюдать правила
взаимодействия с игроками;
выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки
(большая, средняя, малая);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной
функциональной направленности.
Календарно – тематическое
планирование
№
Баскетбол
1
2,3
4,5
6,7,8
9
10
11
12
Волейбол
13
14
15
16,17,18
19,20
Тема
Кол-во часов
Стойки и перемещения Остановки баскетболиста
Передача и ловля мяча Ведение мяча
Броски в кольцо
Тактические действия:
Игра в защите
Игра в нападении
Диагностирование и тестирование
Двухсторонняя игра
Судейство и организация соревнований
1
2
2
Верхняя передача двумя руками в прыжке
Передача двумя руками назад
Прямой нападающий удар
Совершенствование приема мяча с подачи и в защите
Одиночное блокирование и страховка
1
1
1
3
2
3
1
1
1
1
21,22,23
24, 25
26,27
28
29
Футбол
30
31
32
33
34
Двусторонняя учебная игра
Двусторонняя учебная игра
Командные тактические действия в нападении и защите
Судейская практика
Соревнования
Удары по мячу, остановка мяча Ведение мяча, ложные
движения (финты)
Отбор мяча, перехват мяча Выбрасывание мяча
Тактические действия, тактика вратаря
Тактика игры в нападении и защите
Судейская практика
3
2
2
1
1
1
1
1
1
1
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
1. Учебно-методическая литература:
1.1. Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников
М. Я. Виленского, В. И. Ляха: Физическая культура. 5—7 классы/Под
редакцией М. Я. Виленского.
М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. Физическая культура. Методические
рекомендации. 5—7 классы.
В.И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5—9 классы
(серия «Текущий контроль»).
Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная
деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (серия «Работаем по новым
стандартам»).
Г.А. Калодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная
деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым
стандартам»)
1. Учебная, научная, научно-популярная литература по физической
культуре и спорту, олимпийскому движению.
2. Методические издания по физической культуре для учителей
3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте»
4. Технические средства обучения
5. Мяч малый (теннисный)
6. Обруч гимнастический
Подвижные и спортивные игры
7. Мячи волейбольные и баскетбольные
8. Стойки волейбольные универсальные
9. Сетка волейбольная
10. Свисток
11. Скакалки
12. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
13. Компрессор для накачивания мячей
14. Легкий резиновый мяч
15. Кубики
Измерительные приборы
16. Секундомер
Измерительная рулетка.