Содержание:
1. Планируемые результаты содержания учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование.
Планируемые результаты
Требования к результатам освоения основных разделов учебного
предмета «Моя Карелия»
В результате обучения обществознанию Карелии выпускник научится:
- Определять символы Республики Карелия; численный, национальный, религиозный
состав, профессиональную занятость населения республики; административно –
территориальное деление республики, структуру органов управления; основные черты
экономики Республики Карелия, перспективы её развития; главные жизненные ценности
современного общества; основные принципы жизни общества, основы современных
научных теорий общественного развития.
- Собирать и анализировать материалы характеризующие население своей местности;
выявлять наиболее популярные и востребованные профессии в своей местности, а также
центры их подготовки.
- Понимать роль и место Карелии в общероссийской системе разделения труда и
социальной стратификации; причины региональной специфики и характерных
особенностей социально-экономической и социально-политической системы РК; характер
- Формулировать собственное мнение и позицию, конструктивно разрешать конфликты.
-Аргументировать и координировать свою позицию с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности и сущность
интеграционных процессов, происходящих на Северо-западе России и Севере Европы, их
влияние на Карелию; основы конституционного строя РК; систему органов власти и
управления РК.
- Описывать наиболее существенные региональные особенности Республики Карелия.
- Оценивать вклад Карелии в становление новой российской общественной системы.
- Решать в рамках изученного материала
познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
- Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планировать пути достижения
целей, устанавливать целевые приоритеты.
- Самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром.
- Владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание.
-Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Основам российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
ценностям, закреплённым в Конституции Республики Карелия.
Получит возможность научиться:
- Применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Республики
Карелия, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и
средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей
дееспособности.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
для ориентирования в актуальных событиях и процессах,
происходящих в Республике Карелия и северо-западном регионе РФ; строительства
толерантных и доброжелательных отношений с нациями и народами, населяющими
Карелию; реализации и защиты своих прав и свобод.
-Способствовать выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей
ученика
-Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
В результате изучения истории Карелии выпускник научится:
- Определять последовательность и длительность важнейших событий, процессов в
истории края, выделять их периоды.
- Определять синхронность событий и процессов региональной и российской истории.
- Показывать на исторической карте границы расселения племен, места расположение
археологических памятников, границы административных территорий, города, районы
важнейших промыслов, развития ремесла и промышленности, торговые пути и ярмарки,
места расположения памятников культуры, значительных исторических событий и
военных сражений.
- Давать описание исторических событий и памятников материальной и духовной
культуры Карелии на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов
исторических источников, краеведческого материала.
-Выявлять существенные черты, общее и особенное в проявлении и последствиях
наиболее важных исторических событий в истории России и истории Карелии.
- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям в истории Карелии,
историческим личностям, достижениям культуры.
- Понимать основные этапы и ключевые события истории Карелии с древности до наших
дней; влияние на исторические
процессы в крае выдающихся государственных,
политических, общественных деятелей, полководцев; важнейшие достижения культуры и
систему ценностей, сформировавшуюся в ходе исторического развития, историю своего
посёлка, основные топонимы Сегежского района.
- Пользоваться разными видами чтения, вычитывать все виды информации (текста, схем,
таблиц).
- Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
-Воспитывать уважения к историческому наследию народов Карелии; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном Российском государстве.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач.
- Владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание.
Получит возможность научиться:
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения
событий прошлого и явлений современной жизни Карелии.
- Высказывать собственные суждения об историческом наследии народов Карелии;
использовать знания об историческом пути и традициях народов Карелии в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
-Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям в истории Карелии,
историческим личностям, достижениям культуры.
В результате изучения географии Карелии выпускник научится
- Объяснять взаимодействие компонентов природы; организмов и окружающей среды;
окружающей среды и человека в условиях Карелии.
-Определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов.
- Выделять местные географические термины,
- Описывать и объяснять существенные признаки местных географических объектов и
явлений; географические следствия движений Земли для Карелии; географические
явления и процессы в природных комплексах Карелии, взаимосвязи между ними, их
изменение в результате деятельности человека; проявление географической зональности и
поясности в Карелии; специфику географического положения и административнотерриториального устройства Республики Карелия ,как субъекта Российской Федерации;
особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных
зон и районов Карелии; природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях; меры по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
- Вычитывать план местности и топографические карты, физическую и другие карты
Карелии, диаграммы, схемы, таблицы.
- Находить в разных источниках информацию необходимую для изучения местных
географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.
-Анализировать и структуировать информацию, полученную из различных источников.
- Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека
к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов
разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных
коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей
Карелии.
-Составлять краткую характеристику разных географических объектов Карелии на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
-Понимать явления природы своего региона, их влияние на жизнедеятельность человека;
экологические проблемы своей местности и пути их решения, основные характеристики
погоды, способы наблюдения за состоянием погоды, влияние погоды на организм
человека.
- Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
адаптироваться к особенностям природы своей местности;
Получит возможность научиться:
- Описывать наблюдаемые явления природы своей местности.
- Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы Карелии;
- Представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе
эмпирические зависимости.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков;
определения поясного времени территории Карелии; для учета фенологических
изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; для наблюдения за
погодой, состояние воздуха, воды и почвы в своей местности.
- Использовать приобретенные знания и умения для определения комфортных и
дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью
приборов и инструментов;
-Решать практические задачи по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
-Принимать необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
-Проводить самостоятельный поиск географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических, геоинформационных.
- Использовать приобретенные знания и умения для определения сторон горизонта с
помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков; определения своего
местоположения в окружающей среде (в окрестностях школы, населенного пункта, на
реке, озере, в лесу).
В результате обучения биологии Карелии выпускник научиться:
- Приводить примеры приспособлений местных растений к различным способам
размножения, приспособлений местных животных к условиям среды обитания, изменений
в окружающей среде своей местности под воздействием человека.
- Узнавать наиболее распространенные, редкие и охраняемые растения и животных своей
местности; составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за
комнатными и другими культурными растениями, домашними животными своего
региона.
- Пользоваться разными видами чтения, вычитывать все виды информации, извлекать
информацию из разных источников, структуировать информацию и делать выводы.
- Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий.
- Давать определение понятиям.
- Определять:- признаки распространенных видов растений, животных и грибов своего
региона; -представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу
Карелии; -факторы, угрожающие существованию природных экосистем Республики;
меры, направленные на их сохранение; -важнейшие охраняемые природные территории
Карелии; -способы повышения продуктивности агроэкосистем в условиях Карелии;
распространенные заболевания в Республике и своей местности, их возбудителей и
переносчиков;-способы заражения и меры профилактики данных заболеваний;
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях; устанавливать аналогии.
- Наблюдать, сравнивать, характеризовать, выделять особенности природных, объектов
Карелии.
-Составлять меры профилактики инфекционных и инвазионных заболеваний.
-Обосновывать (объяснять) роль природоохранных территорий Республики в сохранении
биологического разнообразия; зависимость собственного здоровья от состояния
окружающей среды; правила рационального природопользования в Республике.
-Анализировать и оценивать экологические проблемы своего региона; влияние
хозяйственной деятельности человека в Республике на экосистемы, агроэкосистемы;
влияние собственных поступков по отношению к окружающей среде и живым организмам
своей местности; факторы, влияющие на здоровье населения Карелии, уровень
заболеваемости населения.
-Распознавать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности, наиболее
распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и
домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и
животных, лекарственные растения, дикорастущие и выращиваемые растения – источники
витаминов и минеральных веществ, растения и животных, занесённых в Красную книгу
Карелии; проводить фенологические наблюдения в природе, экологические исследования
по оценке состояния окружающей среды своей местности.
Получит возможность научиться:
-Применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
активного участия в мероприятиях по охране окружающей среды в своей местности;
соблюдения мер профилактики заболеваний человека, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами региона, формирования здорового образа
жизни, понимания ответственности за здоровье свое и окружающих.
- Применять знания и умения оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, растениями, укусах животных своей местности, при простудных заболеваниях,
обморожениях, спасении утопающего;
-Применять знания и умения для рациональной организации труда и отдыха с учетом
продолжительности светового дня в Карелии; проведения наблюдений за состоянием
собственного организма
- Применять знания и умения для выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных региона, ухода за ними; определения наиболее распространенных в
своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;
В результате обучения литературе Карелии выпускник научится:
-Понимать особенности литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, содержание изученных
фольклорных и литературных произведений Карелии.
-Понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции, исторические события.
Пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации,
извлекать информацию из разных источников.
- Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям писателей и поэтов Карелии.
- Сопоставлять тематически близкие произведения русской литературы и литературы
Карелии, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения,
близкие к жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия.
- Работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении
слов.
Получит возможность научиться:
- Применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений писателей и
поэтов Карелии.
В результате изучения искусства и культуры Карелии выпускник научится:
-Понимать своеобразие национальной музыкальной культуры; характерные черты
рунических напевов; образы «Калевалы» в произведениях карельских композиторов;
значение изобразительного искусства Карелии для художественной культуры России и
мира.
-Определять основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств,
характерных для РК;
- Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
изобразительного искусства Карелии и определять их авторов, средства выразительности.
-Описывать исторические, природные, культурные объекты.
-Различать источники и способы познания объектов природы, истории, культуры края.
-Находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.
- Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме.
- Анализировать и синтезировать необходимую информацию, используя дополнительные
источники.
Получит возможность научиться:
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для формирования основ гражданской идентичности личности в
форме осознания «Я» как житель Республики Карелия, чувства сопричастности и
гордости за свой край; участия в праздниках, тематических вечерах, литературномузыкальных композициях по выбору; восприятия и оценки произведений карельского
искусства; самостоятельной творческой деятельности.
- Отображать в своих творческих работах особенности природных, исторических и
культурных объектов карельского края.
-Ориентироваться в основных явлениях карельского искусства, узнавать изученные
произведения карельских авторов.
-Узнавать на слух изученные произведения; наиболее крупные художественные музеи и
выставочные залы Карелии.
-Различать звучание национальных инструментов по тембру.
В результате изучения раздела «Мы исследователи» и реализации резервных часов
выпускник научится:
- Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
- Осуществлять поиск информации в Интернете и литературных источниках по
предложенной теме.
- Устанавливать целевые приоритеты; самостоятельно контролировать своё время и
управлять им.
- Анализировать и синтезировать необходимую информацию.
-Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.
- Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности.
-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций.
- Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий.
-Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
-Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром.
-Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнении, как в конце действия, так и по ходу его
реализации.
- Обобщать знания.
- Основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Получит возможность научится:
- Отображать в своих творческих работах особенности природных, исторических и
культурных объектов карельского края.
- Оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению,
презентации, конференции.
- Использовать полученные знания и умения для формирования гражданских
компетентностей, ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного
восприятия и социального опыта, осмысления природной и социо-культурной специфики
родного края, практической ориентации в окружающем мире, при проведении
исследований и реализации социальных проектов, для участия в общественной жизни
ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета "Моя Карелия" на уровне основного общего образования
предусматривает изучение в 5 классе раздела «Моя Карелия. Путешествие по родному
краю».
Содержание данного раздела представлено
в рассказах о природных,
исторических и культурных достопримечательностях Карелии в
форме заочного
путешествия. В основе
изложения о географическом своеобразии и культурно –
исторических особенностях районов Карелии использован интегрированный подход.
Содержание учебного материала в 6-9 классах структурируется по содержательным
линиям,
соответствующим содержанию
учебных предметов обязательной части
основной образовательной программы: обществознание, география, биология, история,
литература, искусство. Практико-ориентированная направленность учебного предмета
предполагает активизацию
познавательной
деятельности через организацию
исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Особое внимание уделяется
знакомству с различными способами исследования (наблюдение, изучение различных
источников информации, использование Интернет-ресурсов).
Для успешной реализации основных целей учебного предмета часть учебного времени
используется для учебных экскурсий, посещения краеведческих и художественных
музеев, исследовательской и проектной деятельности.
Содержание учебных предметов «Край, в котором я живу» (начальное общее образование)
и «Моя Карелия» (основное общее образование) структурируется по разделам о природе,
истории и культуре Карелии. Заложенные в начальном образовании осн овы
представлений о родном крае, в дальнейшем расширяются и дополняются при изучении
учебного предмета «Моя Карелия
5 КЛАСС
Введение
Раздел I. За лесами и озерами
Начало путешествия по Карелии. Обзорное знакомство с ландшафтом, географическими
объектами, природными и историческими памятными местами. Районы и города Карелии.
Соседи Республики. Первые жители Карелии. Влияние ледника на ландшафт Карелии.
Первичное заселение края. Археологические памятники. Образ жизни, занятия населения
края в середине первого тысячелетия. Места расположения поселений. Жилища и
хозяйственные постройки. Виды хозяйственной деятельности населения. Отношения с
государством. Город-крепость Олонец и его роль в истории Карелии. Месторасположение
и внешний вид крепости. Население и его занятия. Природные достопримечательности.
Олонец – «гусиная столица». Современный Олонец. Городские праздники.
Раздел II. Истории о Петрозаводске
Рождение Петрозаводска. Петровский завод. Его место и роль в истории России и
Карелии. А.Д. Меншиков. Строительство Александровского завода. В Генин. Улицы и
районы Петрозаводска: прошлое и
настоящее. Герб Петрозаводска. Каменный бор
под Петрозаводском. Каменный карьер, его месторасположение. Месторождение
кварцитопесчанника. Использование кварцитопесчанника при строительстве города и
Александровского завода. Современное состояние карьера.
Раздел III. Пути-дороги карельского края
Районы, города, населенные пункты Карелии, их природные, культурные и исторические
достопримечательности.
Вепсское село Шокша. Его географическое расположение.
Занятия местного населения. Месторождение малинового кварцита. Добыча кварцита и
его использование. Сортавала: город-парк. Месторасположение и объяснение названия
города. Архитектурные особенности города. Природное и рукотворное своеобразие,
городские парки: парк Ваккосалми, парк Таруниеми.
Валаамский архипелаг. Его
географическое расположение. Остров Валаам. Объяснение его названия. Природные и
рукотворные особенности ландшафта. Валаамский монастырь. Хозяйственная
деятельность монахов. Роль монастыря в защите границ государства.
Петроглифы
Онежского озера. Бесов нос. Животный мир в реальной природе и наскальных
изображениях древних людей. Занятия местного населения. Рыболовство. Пудожские
налимы. Выращивание и обработка льна. Стеклодувный промысел. Использование
пудожского гранита.
Ведлозерский национальный парк. Его месторасположение.
Природа. Растительный и животный мир. Развитие туризма. Правила поведения на
охраняемых государством территориях.
Заонежье. Село Шуньга. Особенности
месторасположения. Занятия населения. Шуньгская ярмарка. Черный минерал – шунгит.
Современное использование шунгита. Устное народное творчество Заонежья. И.А.
Федосова – сказительница.
Достопримечательности острова Кижи. Плотницкое
мастерство жителей: строительство деревянных домов и церквей. Лодка -кижанка.
Изделия кижских кузнецов и ювелиров. Родина русского былинного эпоса. Трофим
Рябинин. Город Кондопога, его месторасположение и достопримечательности. Памятник
деревянного зодчества – Успенская церковь. Полезные ископаемые: Тивдийский мрамор
и его использование. Кондопожская ГЭС. Природный памятник – водопад Кивач.
Современный город Кондопога, его культурное и промышленное развитие. Марциальные
воды: первый русский курорт. Целебный источник и история его открытия. Поселение
Дворцы. Создание первого российского курорта. Петр Первый во Дворцах.
Марциальноводская церковь – Спасение апостола Петра. Современный санаторий
«Марциальные воды». Надвоицы и Сегежа. Месторасположение поселка Надвоицы и
объяснение его названия. Воицкий рудник, его месторасположение и история.
Месторождение меди. История открытия. Добыча меди и ее использование для
изготовления медных денег. Находка золота. Его запасы, добыча, использование.
Месторождение алюминия. Использование природных водных ресурсов для
строительства гидроэлектростанций. Воицкий водопад «Царь». Надвоицкий алюминиевый
комбинат. Город Сегежа. Сегежский бумажный комбинат и его продукция. Поморье –
морская Карелия. Поморы и их основные занятия. Поморские промыслы: рыболовство,
охота на морского зверя, строительство морских судов. Архипелаг Соловецких островов.
Соловецкий монастырь. Хозяйственная деятельность монахов. Монастырь на защите
границ государства.
Город Кемь: месторасположение и его история. Герб Кеми. Природные богатства.
Солеварение. Добыча и использование жемчуга. Лоухский район на карте Карелии.
Природные богатства: слюда, беломорит. Чупинское месторождение слюды. Добыча
слюды и ее использование в прошлом и настоящем. Национальный парк Паанаярви.
Растительный и животный мир. Сказки края – М. Коргуев. Калевала. Эпос «Калевала».
Элиас Леннрот. Путешествие Э. Леннрота в карельские деревни. Стихи-руны и
рунопевцы. Поселок Калевала и его достопримечательности. Питкярантский район –
приграничная территория. Месторасположение города Питкяранта. Природные богатства
– олово, медь, гранит. Природные богатства и достопримечательности. Целлюлозный
завод «Питкяранта».
Город Костомукша и его месторасположение. История
возникновения города. Герб города. Месторождение магнитокварцита. Комбинат
«Карельский окатыш» и его продукция. Социо-культурное своеобразие города. Музеи
Карелии. Национальный государственный музей Карелии, его коллекции и экспозиции.
Районные краеведческие и школьные музеи.
Итоговое повторение
Проекты "Мы путешествуем по Карелии"
6 КЛАСС
Введение
Обществознание
Общественно-политическое устройство РК. Государственная символика РК. Конституция
РК - основной закон республики. Законодательная, исполнительная и судебная власть в
республике. Население Карелии. Демографическая ситуация в Карелии. Этнический
состав населения Карелии. Межнациональные отношения в Карелии. Административнотерриториальное деление РК. Местное самоуправление. Участие граждан республики в
политической жизни. Профессиональная занятость в республике.
География.
Географическое положение РК. Состав, строение и развитие земной коры и литосферы в
пределах Карелии. Рельеф территории Карелии и дна Белого моря; их изменение под
влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Горные породы Карелии
Полезные ископаемые Карелии, зависимость их размещения от строения земной коры и
рельефа. Климат Карелии. Времена года. Роль воды в природе и жизни местного
населения. Соотношение территории и акватории в Карелии. Белое море как часть
Мирового океана, его взаимодействие с атмосферой и сушей, строение рельефа дна;
система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование человеком.
Поверхностные и подземные воды Карелии. Водные ресурсы Карелии, их размещение и
качество. Гидросферные природные памятники Карелии. Особенности атмосферной
циркуляции над Карелией. Распределение тепла и влаги на поверхности Карелии. Погода
и климат Карелии. Адаптация человека к климатическим условиям Карелии.
Биология.
Факторы, которые влияют на особенности живой природы Карелии. Природные
экологические системы. Антропогенное воздействие на природу. Универсальная ценность
природы. Живые организмы в поселениях. В садах и парках Карелии.
История.
Карелия в древности. Археологические памятники. Древнейшее население края. Занятия и
образ жизни. Религиозные верования.
Карелия в IX – начале XII вв. Славянская
колонизация территории Карелии. Корела и весь. Хозяйственное освоение края.
Вхождение
Карелии в состав древнерусских земель. Утверждение христианства.
Карелия в XII – середине XV вв. Особенности положения карелов в составе Великого
Новгорода. Экономическое развитие, торговля. Боярское и монастырское землевладение.
Борьба карелов и новгородцев против шведской агрессии.
Карелия во второй половине XV – XVIв. Включение Карелии в состав Московского
государства Корельский уезд. Город
Корела. Сельское хозяйство и промыслы:
солеварение, железоделательный промысел.
Развитие ремесла. Крестьянское
предпринимательство. Развитие торговли: предметы купли-продажи, торговые пути.
Повенецкий рядок. Шведская агрессия в Карелии в конце XVI века. Оборона Корелы.
Корельский уезд в составе Швеции: хозяйственные и политические последствия. Культура
Древней Карелии.
Литература.
Фольклор Карелии. Руны. Элиас Леннрот "Калевала". Ф. Глинка. Былины. Сказки. Из
древнерусской литературы. Литература Карелии XXвека: В. Соловьев, В.Сергин, К.
Паустовский.
Искусство
Зодчество. Монастыри в Карелии. Крепости-остроги. Дома крестьян. Деревянные церкви
XIV-XVIIвв. Иконопись. Прикладное искусство.
Итоговое повторение
7 КЛАСС
Введение
Обществознание
Права ребенка и их защита в РК. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека
и гражданина в Карелии. Правозащитные органы Карелии. Проблемы молодежи Карелии.
Молодёжные движения в республике. Подростковая культура:формальные и
неформальные коллективы.
География.
Геология Карелии. Опасные и неблагоприятные природные процессы и явления в
Карелии. Природные комплексы республики.
Биология.
Экосистема леса. Видовое разнообразие, плотность популяций распространенных
биоценозов Карелии (хвойных лесов, пресных водоемов, болот). Растительность - основа
лесного биоценоза. Многообразие животного населения. Значение и охрана лесов.
Красная Книга Карелии. Экосистема водоёма. Болота и их обитатели.
История
Основание Олонца. Появление первых металлургических заводов. Соловецкое восстание
1668-1676 гг. Культура народов
Карелии с древнейших времен до конца XVII
в.Материальная и духовная культура вепсов, карел. Поселения, жилища, семейный быт,
обряды и обычаи. Устное народное творчество: руны, былины. Монастыри – центры
культуры. Карелия в XVIIIв. Боевые действия на территории Карелии в период Северной
войны. «Осударева дорога». Лодейнопольская верфь. Олонецкие Петровские заводы и их
деятельность в годы войны. Основание Петровской слободы. Система управления в
Олонецкой губернии. Преобразование Петровской слободы в город Петрозаводск.
Державин Г.Р. – первый губернатор края. Александровский пушечный завод. Тивдийские
мраморные ломки. Воицкий рудник. Шуньгская ярмарка. Положение крестьян Карелии.
Причины и формы выступлений. Кижское восстание.
Литература
Открытия П. Н. Рыбникова и А. Ф. Гильфердинга. Династия сказителей Рябининых.
Сказитель В. Щеголенок. Влияние фольклора Карелии на литературу. В. П. Щеголёнок.
«Архангел». Л. Н. Толстой. «Чем люди живы?» Ю. П. Казаков. «Калевала» Г. Державин.
Ода «Водопад». Г. Р. Державин – губернатор Олонецкого края. История создания оды.
Символика образа водопада: человеческая жизнь, слава, всепожирающее время.
Своеобразие стиля. Ф. Глинка. Личность и творчество Ф. Н. Глинки. Поэма «Карелия».
Кивач как символ жизни. Живописное мастерство поэта.
Сказ о создании национального инструмента («Кленовое кантеле» В. И. Пулькина). Темы
семьи, рода, связи поколений в творчестве О. Степанова, Я. Ругоева. Нравственные
основы личности в осмыслении М. Пришвина («Осударева дорога»).
Тема преемственности традиций в лирике Р. Рождественского. Образ И. Федосовой в
стихотворении «На Юсовой горе».
Искусство Карелии XVIII века
Архитектурные памятники XVIII века в Карелии. Преображенская церковь на о. Кижи.
Петрозаводск. Домик Петра. Церковь апостола Петра. Живопись и графика. Иконописцы
Выга. Прикладное искусство Выгореции.
Итоговое повторение
Мы - исследователи родного края
8 КЛАСС
Введение
Обществознание.
Современное состояние и перспективные направления развития карельской экономики.
Основные отрасли экономики Карелии. Крупные предприятия и их роль в жизни Карелии.
Товары и услуги, ресурсы Карелии и потребности населения. Рынок труда в республике.
Рыночные отношения в Республике Карелия. Бизнес и предпринимательство. Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство в республике. Налоговая система РК. Роль
экономики республики Карелия в экономической системе России. Внешнеэкономические
связи Республики Карелия. Социальное развитие республики. Служба занятости
населения Карелии. Особенности рынка труда. Главные жизненные ценности
современного общества.
География.
Карелия в часовом поясе. Определение местного времени. Природные ресурсы Карелии.
Почвенный покров Карелии. Проблема плодородия почв Карелии. Условия образования
разных почв Карелии.
Антропогенные изменения природно-территориальных
комплексов. Охраняемые природные территории Карелии. Природные заповедники.
"Кивач", "Костомукшский". Национальные парки "Паанаярви", "Водлозерский",
"Калевальский", "Валаамский архипелаг". Заказники "Озеро Белое - заказник лобелии
Дортмана", "Заозерский". Памятники природы "Чёлмужская коса", "Болото
Монастырское".
Биология.
Человек и его здоровье. Заражённость водоёмов Карелии паразитическими червями,
профилактика гельминтозов у человека. Профилактика отравлений и первая помощь при
отравлении ядовитыми растениями и грибами Карелии. Заболеваемость гепатитом в РК,
профилактика гепатита. Заболеваемость туберкулёзом в РК, профилактика туберкулёза.
Уровень загрязнения воздуха в районах Карелии, в своей местности. Факторы, влияющие
на изменение газового состава воздуха Карелии. Особенности климата Карелии, его
влияние на заболеваемость органов дыхания у местного населения. ВИЧ-инфекции и
распространение СПИДа в Карелии, в своей местности, возможность анонимных
исследований крови. Возможные причины ослабления иммунитета у жителей Карелии.
Вакцинация населения против инфекционных заболеваний в РК. Применение лечебной
сыворотки и правила оказания первой доврачебной помощи при укусах ядовитыми
животными. Растения – аллергены в Карелии. Лекарственные растения Карелии и своей
местности.
Особенности гиповитаминозов в Карелии. Источники витаминов и
минеральных веществ, необходимых для поддержания здоровья населения Карелии.
Причины и профилактика нарушения работы щитовидной железы в условиях Севера.
Биоритмы человека, адаптация организма к условиям жизни на Севере. Значение
закаливания организма в условиях Севера. Здоровый образ жизни.
История.
Участие олончан в боевых действиях в годы наполеоновских войн. Ополчения 1807 и
1812 годов. Олонецкие горные заводы в годы войны. Крестьяне во в.п. XIXвека.
Освобождение крестьян Карелии от крепостной зависимости. Развитие сельского
хозяйства. Традиционные ремесла. Крестьянское кустарное производство. Крестьянские
промыслы. Отходничество. Промышленность и торговля в пореформенный период.
Городская реформа. Изменения в жизни горожан. Земская реформа. Развитие
здравоохранения. Развитие образования в Карелии.
Литература.
Судьба человека и народа на крутых поворотах истории. Д. И. Балашов. «Марфа посадница» (Отрывок). Тема созидательного труда в произведении. Образы Марфыпосадницы и Зосимы Соловецкого. К. Г. Паустовский. «Судьба Шарля Лонсевиля».
История создания повести. Роль личности в истории. Нравственные основы личности в
осмыслении поэтов Я. Виртанена и ЛеаХело, А. Платонова («Сампо»)
Культура Карелии XIXвека.
Архитектура. Скульптура. Художественное литьё. Живопись и графика. Библиотеки,
музей, театр. Фольклор, музыка.
Итоговое повторение
9 КЛАСС
Введение
Обществознание.
Многонациональный состав населения республики. Пограничное сотрудничество.
Формирование гражданского общества. Развитие информационного пространства
Карелии. Образование в течение всей жизни.
География.
Экономическое развитие и география межотраслевых комплексов Карелии.
Инфраструктурный комплекс РК. Топонимия Карелии.
Биология.
Современная экология. Причины экологических проблем. Экологическая ответственность.
Защита среды жизни от загрязнения. Пути решения экологических проблем.
Экологическое образование и просвещение.
История.
Карелия в годы революции и Гражданской войны. Иностранная интервенция. Карельская
Трудовая Коммуна. АКССР. Карелия в годы Второй мировой войны и Великой
Отечественной войны. Советская Карелия в послевоенный период. Карелия в 50-80гг
XXвека. Карелия в годы перестройки. РК на современном этапе.
Литература.
М.М. Пришвин. В краю леса, воды и камня. Искусство как способ духовного
противостояния войне в повести Д. И. Гусарова «Партизанская музыка». О. Степанов
"Будни Хаапалахти".
Культура Карелии XX века
Современная архитектура. Монументальное искусство и скульптура. Знакомство с
произведениями выдающихся карельских мастеров изобразительного искусства и
архитектуры: В. Попов, О. Бородкин, Г. Стронк, С. Юнтунен, О. Юнтунен, Б. Поморцев.
В. Авдышев, А. Авдышев, М. Юфа, Т. Юфа, В. Иваненко, В. Чекмасов, Е.Пехова, Л.
Трифонов, В. Зорин, В. Зорина, А. Каштанов, Б. Топурия, А. Морозов, А. Харитонов, Л.
Ланкинен, Г. Ланкинен. К. Гоголев, Н. Кошелева, В. Кошелев, Б. Акбулатов, Э.Акулов, Л.
Давидян, М. Коппалев. Современное изобразительное искусство Карелии. Традиции и
новаторство в творчестве А. Морозова, В. Зорина и С. Терентьева.
Изобразительное
искусство в театре. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники
театра: В. Скорик, Э. Тимонен, В. Поляков. X. Скалдина. Музыкальная жизнь Карелии.
Народное музыкальное творчество. Роль народной музыки в музыкальной культуре
Карелии. Известные карельские музыкальные коллективы (Государственный ансамбль
«Кантеле», Оркестр народных инструментов «Онего»). Центры музыкальной культуры
Карелии (Карельская филармония, Государственная консерватория им. А.К. Глазунова).
Наука в республике. Научные учреждения Карелии. Библиотека. Музеи.
Итоговое повторение
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
5 класс
Введение
За лесами и озерами
Истории о Петрозаводске
Пути-дороги карельского края
Итоговое повторение
Проект "Мы путешествуем по Карелии"
6 класс
Введение
Обществознание
География
Биология
история
литература
Культура и искусство
Итоговое повторение
7 класс
Введение
Обществознание
География
Биология
История
Литература
Искусство Карелии XVIII в
Итоговое повторение
Проект "Мы- исследователи родного края"
8 класс
Введение
Обществознание
География
Биология
История
Литература
Культура Карелии XIX в
Итоговое повторение
9 класс
Введение
Обществознание
География
Биология
История
Литература
Культура и искусство
Итоговое повторение
ИТОГО
Кол-во часов
34
1ч
4ч
4ч
20ч
1ч
4ч
34
1ч
5ч
6ч
5ч
7ч
6ч
3ч
1ч
34
1ч
4ч
3ч
7ч
8ч
6ч
3ч
1ч
1ч
34
1ч
5ч
6ч
5ч
6ч
5ч
6ч
1ч
34
1ч
6ч
5ч
5ч
9ч
3ч
5ч
1ч
172ч