Музыка

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность
обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской
идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на
основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви,
различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на
основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка –
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его
функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия
учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и
видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений
разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в
устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и
жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы,
мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного
знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной;
понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально –
хоровых произведений.

Личностные универсальные
учебные действия

Регулятивные универсальные
учебные действия

Познавательные универсальные
учебные действия

У обучающегося будут
сформированы:
– эмоциональная отзывчивость
на музыкальные произведения
различного образного
содержания;
– позиция слушателя и
исполнителя музыкальных
произведений, первоначальные
навыки оценки и самооценки
музыкально - творческой
деятельности;
– образ Родины, представление о
ее богатой истории,
героях_защитниках, о
культурном наследии России;
– устойчивое положительное
отношение к урокам музыки;
-интерес к музыкальным
занятиям во внеурочной
деятельности, понимание
значения музыки в собственной
жизни;
– основа для развития чувства
прекрасного через знакомство с
доступными музыкальными
произведениями разных эпох,
жанров, стилей;
– эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание
им;
– представление о музыке и

Обучающийся научится:

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять
учебную, в т. ч.
музыкально_исполнительскую,
задачу, понимать смысл
нструкции учителя и вносить в
нее коррективы;
– планировать свои действия в
соответствии с учебными
задачами, различая способ и
результат собственных действий;
– выполнять действия (в устной
форме) в опоре на заданный
учителем или сверстниками
ориентир;
– эмоционально откликаться на
музыкальную характеристику
образов героев музыкальных
произведений разных жанров;
– осуществлять контроль и
самооценку своего участия в
разных видах музыкальной
деятельности.

– осуществлять поиск нужной ин
формации в словарике и из
дополнительных источников,
расширять свои представления о
музыке и музыкантах;
– самостоятельно работать с
дополнительными текстами и
заданиями в рабочей тетради;
– передавать свои впечатления
о воспринимаемых музыкальных
произведениях;
– использовать примеры
музыкальной записи при
обсуждении особенностей
музыки;
– выбирать способы решения
исполнительской задачи;
– соотносить иллюстративный
материал и основное содержание
музыкального сочинения;
– соотносить содержание
рисунков и схематических
изображений с музыкальными
впечатлениями;
– исполнять попевки,
ориентируясь на запись ручными
знаками и нотный текст.

Коммуникативные
универсальные учебные
действия
Обучающийся научится:
– выражать свое мнение о музыке
в процессе слушания и
исполнения,
используя разные речевые
средства
(монолог, диалог, письменно);
– выразительно исполнять
музыкальные произведения,
принимать активное участие в
различных видах музыкальной
деятельности;
– понимать содержание вопросов
и воспроизводить несложные
вопросы о музыке;
– проявлять инициативу,
участвуя в исполнении музыки;
– контролировать свои действия
в коллективной работе и
понимать важность их
правильного выполнения;
– понимать необходимость
координации совместных
действий при выполнении
учебных и творческих задач;
– понимать важность
сотрудничества
со сверстниками и взрослыми;
– принимать мнение, отличное
от своей точки зрения;
– стремиться к пониманию

музыкальных занятиях как
факторе, позитивно влияющем на
здоровье, первоначальные
представления о досуге.
Обучающийся получит
Обучающийся получит
возможность для формирования: возможность научиться:
– познавательного интереса к
музыкальным занятиям, позиции
активного слушателя и
исполнителя музыкальных
произведений;
– нравственных чувств (любовь к
Родине, интерес к музыкальной
культуре других народов);
– нравственно_эстетических
чувств, понимания и сочувствия
к переживаниям персонажей
музыкальных произведений;
– понимания связи между
нравственным содержанием
музыкального произведения и
эстетическими идеалами
композитора;
– представления о музыкальных
занятиях как способе
эмоциональной разгрузки.

– понимать смысл предложенных
в учебнике заданий, в т. ч.
Проектных и творческих;
– выполнять действия (в устной,
письменной форме и во
внутреннем плане) в опоре на
заданный в учебнике ориентир;
– воспринимать мнение о музыкальном произведении
сверстников и взрослых.

позиции другого человека.

Обучающийся получит
возможность научиться:

Обучающийся получит
возможность научиться:

– осуществлять поиск нужной
информации в словарике и
дополнительных источниках,
включая контролируемое
пространство Интернета;
– соотносить различные
произведения по настроению и
форме;
– строить свои рассуждения о
воспринимаемых свойствах
музыки;
– пользоваться записью,
принятой в относительной и
абсолютной сольмизации;
– проводить сравнение, сериацию
и классификацию изученных
объектов и по заданным
критериям;
– обобщать учебный материал;
– устанавливать аналогии;
– сравнивать средства художест венной выразительности в
музыке и других видах искусства
(литература, живопись);
– представлять информацию в
виде сообщения (презентация
проектов).

– выражать свое мнение о
музыке, используя разные
средства коммуникации (в т.ч.
средства ИКТ);
– понимать значение музыки в
передаче настроения и мыслей
человека, в общении между
людьми;
– контролировать свои действия
и соотносить их с действиями
других участников коллективной
работы, включая совместную
работу в проектной
деятельности;
– продуктивно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми на
уроке и во внеурочной
деятельности;
– формулировать и задавать
вопросы, использовать речь для
передачи информации, для
регуляции своего действия и
действий партнера;
– стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве;
– проявлять творческую
инициативу в коллективной

музыкально - творческой
деятельности.
Содержание курса
1 КЛАСС
Музыка вокруг нас. И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки — мелодия. Музыка осени.
Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна... Музыкальная азбука. Музыкальные и народные инструменты. Раскрываются
следующие содержательные линии. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор — исполнитель — слушатель.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке.
Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. «Садко». Из русского былинного сказа.
Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди
зимы. Раскрываются следующие содержательные линии. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Музыка и ты. Край, в котором ты живёшь. Художник, поэт, композитор. Музыка утра. Закрепление знаний. Музыка вечера. Музы не
молчали. Музыкальные портреты. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Мамин праздник. Обобщающий урок.
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Раскрываются
следующие содержательные линии: Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в
изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления.
Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки. Музыка в
цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. «Ничего на свете лучше нету». Афиша. Программа. Обобщающий урок. Раскрываются
следующие содержательные линии. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля,
фонограмма концерта для родителей.
2 КЛАСС
Россия – Родина моя. Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской
музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей
Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).
День, полный событий. Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти разные марши.
Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Раскрываются следующие содержательные линии. Мир ребенка в
музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя
музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка
композиторов, сходство и различие.

О России петь – что стремиться в храм. Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский.
Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово. Раскрываются следующие содержательные линии.
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский,
преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр
молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песно пения и колядки. Музыка
на новогоднем празднике.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны
девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны. Раскрываются
следующие содержательные линии. Фольклор — народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев,
наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники
русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки,
заклички, потешки.
В музыкальном театре. Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера
«Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. Раскрываются следующие содержательные линии. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность,
танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании
музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные
темы - характеристики главных действующих лиц. Финал.
В концертном зале. Симфоническая сказка «Петя и Волк». Раскрываются следующие содержательные линии. Жанровое
многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Пет я и волк» С. Прокофьева: тембры
инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Картинки с выставки. Музыкальное
впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра. Раскрываются следующие содержательные линии.
Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония
№ 40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкальные
инструменты. И всё это — Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?
Раскрываются следующие содержательные линии. Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки.
Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки.
Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные
пейзажи (мелодия - рисунок, лад - цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и
образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.
3 КЛАСС

Россия – Родина моя . Мелодия - душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава – русская
держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во веки веков сильна...
Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в
романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных
жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.
День, полный событий . Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке.
Вечер. Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы
природы, портрет в вокальной и Инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С.
Прокофьев, М. Мусоргский, Э.Григ).
О России петь – что стремиться в храм . Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства Тихая моя
нежная моя добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Раскрываются следующие содержательные
линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской —
величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые
земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном
богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! . Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе.
Лель, мой Лель... Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в
русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко,
Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле.
Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
В музыкальном театре . Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика».
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу. Океан-море синее. Балет
«Спящая Красавина». Две феи. Сцена на балу. В современных ритмах. Раскрываются следующие содержательные линии.
Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об
особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем -характеристик действующих лиц,
сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности
музыкального языка, манеры исполнения.
В концертном зале. Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита
«Пер Понт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал
симфонии. Мир Бетховена Раскрываются следующие содержательные лиши. Жанр инструментального концерта. Мастерство
композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в
инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные возможности (И.С.Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы

программной сюиты, симфоджаз. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы,
сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Чудо-музыка. Острый ритм - джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С.
Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт. Раскрываются следующие
содержательные линии. Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в
создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в
музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов,
манеры исполнения джазовой музыки, импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыкантыисполнители. Мир музыки С- Прокофьева. Псицы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и
музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
4 КЛАСС
Россия – Родина моя . Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на душу навей... Как сложили песню.
Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь!
Раскрываются следующие содержательные линии: Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских
композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие
жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций,
ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт,
вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).
О России петь — что стремиться в храм... Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников праздник,
торжество из торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Светлый праздник. Раскрываются следующие содержательные
линии. Нравственные подвиги святых земли Русской (равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский и др.),
их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной
церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
День, полный событий . Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки! Три
чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый... Раскрываются следующие содержательные
линии. Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в
творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров
народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное
музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина. Зимнее утро. Зимний вечер. Приют, сияньем муз одетый.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных
инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники. (Троица). Раскрываются следующие содержательные линии. Народная
песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных
песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизаиионность. Единство слова,

напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция
сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр
русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музы кантах. Вариации в народной и
композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица А. Рублева.
В концертном зале Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. Счастье в сирени живет... Не молкнет
сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы... Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. Раскрываются
следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной
инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности
музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в
творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты:
виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.
В музыкальном театре Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие). За Русь мы все стеной стоим... (Ш
действие). Сцена в лесу (IV действие). Исходила младешенька. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Балет
«Петрушка». Театр музыкальной комедии. Раскрываются следующие содержательные линии: События отечественной истории в
творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария,
речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст,
сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского.
Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная
мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В
интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке. Раскрываются
следующие содержательные линии. Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и
мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.) . Сходство и различия
музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд,
соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Кла ссические и
современные образы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня).
Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н.Римского – Корсакова. Образы Родины в
музыке М Мусоргского.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Название раздела
Музыка вокруг нас
Музыка и ты
Россия – родина моя
День – полный событий
О России петь, что стремиться в храм
Гори,гори ясно,чтобы не погасло.
В музыкальном театре
В концертном зале
Чтоб музыкаетом быть, так надобно уменье

Количество
часов
16
17
10
17
21
15
12
9
18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».