РП курса вннеурочной деятельности "Юный исследователь"

Пояснительная записка
В настоящее время биологическое образование предполагает не только усвоение
определённого теоретического материала, но и овладевание практическими навыками,
такими как работа с современным оборудованием, выполнение лабораторных и
практических работ с применением этого оборудования, оформление практических
результатов исследовательской деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с
требованиями ФГОС и учётом нормативно- правовых документов:








Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 « Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р;
Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ) и других нормативных документов;

Уровень освоения программы – базовый.
Направленность программы.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
имеет
естественнонаучную
направленность и ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии –
микробиологии, ботанике ; на развитие практических умений и навыков; направлена на
формирование
интереса
к
опытной,
экспериментальной
и
исследовательскойдеятельности,которыеспособствуютпознавательнойитворческой
активности обучающихся.
Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что её реализация предполагает работу с
современным оборудованием. Школьникам предстоит не только изучать биологические
объекты и явления с помощью этого оборудования, но и оформлять отчёты о своей
работе, в том числе и с помощью таким хорошо знакомые им приёмов, как создание
видеороликов и видеоклипов, размещение результатов исследований на специальной
страничке в соцсетях. Школьникам предстоит попробовать себя в роли популяризаторов
биологических исследований.
Отличительной особенностью программы является то, что в ходе её реализации будет
задействовано оборудование « Точки роста» , электронные микроскопы, а также активная
деятельность в соцсетях.
Педагогическая целесообразность программы.
В учебном плане на предмет «Биология»отведено всего1 часвнеделюв5-7классах,что дает
возможность сформировать у обучающихся только базовые знания по предмету.

В то же время этот возраст характеризуется тем, что у ребят ещё не угасла
любознательность и жажда открытий. Необходимо перевести её из пассивной фазы,
которую им навязывает интернет, через обычное созерцание небольших видеороликов, к
активному – созданию видеоконтента с занятий биологических кружков. Это побуждает
подростков к активному действию. Биологические знания перестают быть формальной
теорией. Они при таком формате обучения вписываются в привычный уклад
современного ребенка.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать
коллективнуюииндивидуальнуюдеятельность.Теоретическийматериалвключаетвсебя
вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со
структурой работы.
Адресат программы, условия набора.
Программа предназначена для детей 11-14 лет. Наполняемость группы - 18 человек.
Условия набора – принимаются все желающие. Рекомендовано посещать группу
учащимся, проявляющим интерес к живой природе, растениям, животным, тем, кого
интересуют вопросы охраны природы родного края.
Объем и срок реализации программы
Объем программы — 34 часа
Срок реализации программы — 1 год
Учебная нагрузка – 1 час в неделю.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа является традиционной и представляет собой линейную последовательность
освоения содержания в течение одного года обучения.
Организационные формы обучения.
При проведении занятий используются следующие формы работы:
 индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с
одним учеником.
 групповая форма учащиеся работают в группах, создаваемых на различных
основах.
 Фронтальная форма предполагает работу преподавателя сразу со всеми
учащимися в едином темпе и с общими задачами.
 Коллективная форма отличается от фронтальной тем, что учащиеся
рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями
взаимодействия.
 При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя
учениками.
Виды занятий (в зависимости от целей занятия и его темы), включая учебные занятия,
направленные на проведение текущего контроля освоения программы и создание
видеопродуктов после каждого занятия:
 Мини-лекции – изложение преподавателем предметной информации.
 Семинары – заранее подготовленные сообщения, выступление и обсуждение
 Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и
аргументировать свою точку зрения.







Презентация – публичное представление определённой темы или видеопродукта, в
том числе в соцсетях
Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы
Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики
Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе
Ролевые игры – предложение ребёнку действовать в какой- либо роли в
моделируемой ситуации

Режим занятийПродолжительность одного академического часа - 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цельи задачи программы
Цель:формированиеуобучающихсяглубокогоиустойчивогоинтересакмируживой природы,
приобретение необходимых практических умений и навыков проведения экспериментов,
основ исследовательской деятельности, навыков публичного представления результатов
своей работы
Задачи:
Обучающие:
- расширениекругозораобучающихся;
- расширениеиуглублениезнанийобучающихсяпоовладениюосновамиметодов
познания,характерныхдляестественныхнаук(наблюдение,сравнение,эксперимент,
измерение);
- обучение созданию новых продуктов на основе имеющихся знаний
- обучение приёмам представления информации;
- подготовкаобучающихся,ориентированныхнабиологическийпрофильобучения,к
усвоению материала повышенного уровня сложности по химии.
Развивающие:
- развитиеуменийинавыковпроектно-исследовательскойдеятельности;
- развитиетворческихспособностейиуменийучащихсясамостоятельноприобретатьи
применять знания на практике;
- развитие умений публично представлять интересы своей работы.
Воспитательные:
- воспитаниеэкологическойграмотности;
- воспитаниеэмоционально-ценностногоотношениякокружающемумиру;
- воспитание умений работать в коллективе, отвечать за успех общего дела.
Содержание учебного плана.
Тематическое планирование.
№

1

Названиераздела

Лаборатория успеха.
Вводное занятие. Знакомство с планом работы

Количество часов Формы контроля
все тео практи
го рия ка
3
3
0
Входное
диагностическое
собеседование

кружка.
Биологическая лаборатория, правила работы в ней.
Оборудование биологической лаборатории.
Оборудование « Точки Роста». Правила техники
безопасности при работе в лаборатории.
2

Мир под микроскопом
Методы изучения биологических объектов.
Увеличительные приборы.
Микроскоп. Устройство микроскопа, правила
работы с ним.
Лабораторная работа № 1: «Устройство
микроскопа».
Электронный микроскоп, его особенности.
Создание видеоролика « Устройство микроскопа
Клетка: строение, состав, свойства.
Микропрепараты. Методы приготовления и
изучение препаратов «живая клетка», « временный
микропрепарат» «фиксированный микропрепарат».
Лабораторная работа № 2: «Изготовление
временного микропрепарата»
Клетки растений под микроскопом. Изготовление
микропрепаратов и их изучение. Создание
видеоролика « Микропрепарат».
Изучение растительной клетки. Приготовление
препарата кожицы лука, мякоти плодов томата,
яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.
Лабораторные работы:№ 3, 4 «Приготовление
препарата кожицы лука, мякоти плодов томата,
рябины и их изучение под микроскопом»
Лабораторная
работа
«Приготовление
микропрепарата картофеля, яблока и их изучение
под микроскопом.
Создание видеоролика « Клетки растений под
микроскопопом»
Бактерии и грибы под под микроскопом.
Приготовление сенного настоя, выращивание
культуры сенной палочки и изучение её под
микроскопом. Лабораторная работа № 5
«Выращивание культуры сенной палочки и
изучение её под микроскопом».
Создание видеоролика « Знакомьтесь, живая
бактерия».
Приготовление микропрепарата дрожжей и
изучение его под микроскопом. Выращивание
плесени и изучение ее под микроскопом.
Лабораторные работы № 6: «Приготовление
микропрепарата дрожжей и изучение его под
микроскопом»,
Лабораторные работы «Выращивание плесневых

17

4

13

Лабораторные
работы с
микроскопом, отчёт
о работе,
самостоятельная
работа, создание
презентации и
видеоролика

грибов», «Изучение строения плесневых грибов
под микроскопом» .Культуральные и физиологобиохимические свойства микроорганизмов.
Создание видеороликов « Плесень бывает
разная» и « Семейка дрожжей».
Колонии
микроорганизмов.
Методы
выращивания
и
изучения
колоний
микроорганизмов.
Питательные
среды
для
выращивания микроорганизмов. Выращивание
колоний и изучение их под микроскопом.
Лабораторная работа № 9: «Выращивание колоний
и изучение их под микроскопом». «
Школа
под
микроскопом.
Приготовление
питательной
среды
для
выращивания
микроорганизмов.
Лабораторная
работа
№
10.
«Посев»
микроорганизмов. Изучение бактериологического
состояния разных помещений школы (коридор,
классы, столовая, туалет и др.)
Оформление
результатов
исследовательской
работы. Создание видеороликов «Школа под
микроскопом». Польза и вред микроорганизмов.
Влияние физических и химических факторов
на рост и развитие микроорганизмов. Влияние
антибиотиков на развитие микроорганизмов.
3

Жизнедеятельность растений – взгляд из
14
лаборатории
Обмен веществ у растений. Дыхание. Испарение
воды растениями. Изучение механизмов испарения
воды листьями. Тургор в жизни растений.
Лабораторная работа №11 «Дыхание листьев»,
Лабораторная работа № 12 «Зависимость
транспирации и температуры от площади
поверхности листьев».
Лабораторная работа №13 «Испарение воды
листьями до и после полива».
Лабораторная работа № 14 «Тургорное состояние
клеток» .
Создание видеоролика « Все мы дышим»,
Создание видеороликов «Элементы конспирации в
транспирации», « Что такое тургор».
Воздушное питание растений — фотосинтез.
Кутикула. Условия прорастания семян. Деление
клеток.
Растения.
Многообразие
растений.
Значение растений в природе и жизни человека.
Вегетативное размножение растений.
Лабораторная работа № 14 «Фотосинтез».
Лабораторная работа № 15 «Значение кутикулы и
пробки в защите растений от испарения».
Лабораторная работа № 16«Условия прорастания
семян. Значение воды и воздуха для прорастания

2

12

Отчёт об экскурсии
Работа с
определителями.
Изготовление
гербария
Результаты работы
с цифровой
лабораторией «
Точка Роста»,
творческая работа,
защита творческих
работ

семян».
Лабораторная работа № 17 «Обнаружение
хлоропластов в клетках растений» ,
Создание видеоролика « Жизнь растений».
Подведение итогов.
Итого

34

9

25

Содержание
Лаборатория успеха(3 ч).
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Биологическая лаборатория,
правила работы в ней. Оборудование биологической лаборатории. Оборудование « Точки
Роста». Правила техники безопасности при работе в лаборатории.
Мир под микроскопом(18 часов).
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы.
Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним.
Лабораторная работа № 1: «Устройство микроскопа». Электронный микроскоп, его
особенности. Создание видеоролика « Устройство микроскопа»
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и
изучение препаратов «живая клетка», « временный микропрепарат» «фиксированный
микропрепарат». Лабораторная работа № 2: «Изготовление временного микропрепарата»
Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение.
Создание видеоролика « Микропрепарат».
Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоти
плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Лабораторные
работы:№ 3, 4 «Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата, рябины и
их изучение под микроскопом» «Приготовление микропрепарата картофеля, яблока и их
изучение под микроскопом. Создание видеоролика « Клетки растений под микроскопом»
Бактерии и грибы под
под микроскопом. Приготовление сенного настоя,
выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом. Лабораторная
работа № 5 «Выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом».
Создание видеоролика « Знакомьтесь, живая бактерия».
Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом.
Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Лабораторные работы № 6, 7, 8:
«Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом»,
«Выращивание плесневых грибов»,
«Изучение строения плесневых грибов под
микроскопом» .Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов.
Создание видеороликов « Плесень бывает разная» и « Семейка дрожжей».
Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний
микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание
колоний и изучение их под микроскопом. Лабораторная работа № 9: «Выращивание
колоний и изучение их под микроскопом». «
Школа под микроскопом. Приготовление питательной среды для выращивания
микроорганизмов. Лабораторная работа № 10. «Посев» микроорганизмов. Изучение

бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая,
туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы. Создание видеороликов
«Школа под микроскопом». Польза и вред микроорганизмов.
Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов.
Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.
Раздел 3. Жизнедеятельность растений – взгляд из лаборатории ( 13 часов)
Обмен веществ у растений. Дыхание. Испарение воды растениями. Изучение механизмов
испарения воды листьями. Тургор в жизни растений.
Лабораторная работа №11 «Дыхание листьев», Лабораторная работа № 12 «Зависимость
транспирации и температуры от площади поверхности листьев». Лабораторная работа
№13 «Испарение воды листьями до и после полива. Лабораторная работа № 14
«Тургорное состояние клеток» . Создание видеороликов « Все мы дышим», « Элементы
конспирации в транспирации», « Что такое тургор».
Воздушное питание растений — фотосинтез. Кутикула. Условия прорастания семян.
Деление клеток. Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни
человека. Вегетативное размножение растений
Лабораторная работа № 14 «Фотосинтез». Лабораторная работа № 15 «Значение
кутикулы и пробки в защите растений от испарения». Лабораторная работа № 16«Условия
прорастания семян. Значение воды и воздуха для прорастания семян».
Лабораторная работа № 17 «Обнаружение хлоропластов в клетках растений» ,
Подведение итогов.

Планируемые результаты:
Планируемые результаты.
В процессе прохождения программы «Юный исследователь» у обучающихся
формируются следующие результаты:
Предметные результаты:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный
взгляд на мир;
•получат возможность осознать своё место в мире;
•познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые
причинно-следственные связи в окружающем мире;
•получат возможность приобрести базовые умения работы с современными ИКТ
средствами поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,
научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации и
видеоролики..
•получат возможность научиться использовать различные справочные издания
(словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с
целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний. Научаться представлять результаты
учебной деятельности интересно и увлекательно в соцсетях.
 научаться представлять результаты учебной деятельности интересно и
увлекательно в соцсетях
Личностные результаты:
•учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения

новой задачи;
•ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
•способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
•формирование чувства ответственности за выполненное дело
Метапредметные результаты:
•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;
•различать способ и результат действия.
•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
•осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и
о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; создавать простейшие
видеоролики
•проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
•построить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
•формулировать собственное мнение и позицию;

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-учебный график.
Продолжительность учебного года
1 сентября -30 мая
Количество учебных недель
в учебном году
Режим работы

Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение .

34
Вторник, 14.15-14.55

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной
образовательной программы «Юный исследователь» предполагают наличие следующего
оборудования:
- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью
(доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение,);
- световые и электронные микроскопы
- цифровая лаборатория по биологии;
- комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, принтер, мультимедийная доска,
флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в
интернет)
Формы аттестации, контроля.
Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе
«Юный исследователь» используются следующие виды контроля:
- предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения
программы) - собеседование;
- текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);
- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам
.реализации программы).
Реализация программы предусматривает следующие формы промежуточной и
итоговой аттестации:








выполнение практических/лабораторных работ (постановка опыта, эксперимента);
выполнение творческих работ; создание презентаций и видеороликов.
индивидуальный письменный и устный опрос, фронтальный опрос;
викторины;
конкурсы;
создание фотоальбомов;
презентация и защита индивидуальных и коллективных проектов и творческих
работ;
 защита проектов.
 защита портфолио (проходит на итоговом занятии в форме презентации).
Также к формам аттестации могут относиться:
- Участие обучающихся объединения в конкурсах, олимпиадах и конференциях
областного и всероссийского уровня.
 Отзывы родителей.
 Публикации о результатах деятельности объединения в СМИ.
 Аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики.
Формы отслеживания и фиксации предъявления образовательных результатов учащихся
могут быть представлены в виде: грамот, дипломов, сертификатов, портфолио учащихся,
отчетных выставок, аналитических результатов.
Список литературы и использованных ресурсов.
Программные материалы.
1. Бурлуцкая С.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно- научной направленности « Юный биолог». Центр « Точка
Роста», г. Красногор, 2022
2. Лукьяненко Е.Л. Проектирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы. Г. Алексин, 2022
3. Калакуток А.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа учебного объединения « Юный биолог», а. Старобжегоковая, 2021
4. Черемисина Н.В. Рабочая программа внеурочной деятельности « Практическая
биология», Точка Роста
Список литературы.
Антонова к. Мир под микроскопом. 4D книга
Мазур О. Невидимый мир. – М., Levengukpress, 2021
Роджерс. К. Микромир. Детская энциклопедия школьника. – М.: Росмэн, 2022.
Раждак Э., Лавердан Д. Живой мир под микроскопом. М.: Эксмо, 2019 – 30с
Рейн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. – М.: Мир, 1991
Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2016
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт
«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические
задания для учащихся.
4. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».