РП курса внеурочной деятельности "Я иду в музей"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя
общеобразовательная школа п Идель

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я иду музей»
общекультурное направление
7-8 класс
2024-2025 учебный год

п. Идель
2024 г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я иду в музей» составлена в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО).
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» (с
дополнениями и изменениями), утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010
г. №1897 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. №1644);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (с изменениями);
- Примерной основной образовательной программой основного общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (Протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);
- Учебным планом МКОУ СОШ п. Идель на 2022-2023 учебный год.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей
происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободные от обучения часы.
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание
патриотизма у учащихся. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения
уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны,
формировать у школьников чувство национального самосознания.
«Я иду в музей» - цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом
необходимости соблюдения единства образовательного контекста, гарантирующий
каждому обучающемуся доступ к интересному, полезному, просветительскому контенту,
идеям, основанных на традиционных ценностях Российской Федерации.
Школьный музей, как форма образовательной и воспитательной работы, создан по
инициативе учащихся и педагогов школы. В музее школы учащиеся занимаются поиском,
хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры,
различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением,
музей выступает как своеобразная часть музейной сети страны.
Основными целями и задачами курса «Я иду в музей» являются:
Цели курса: создание условий для достижения учащимися необходимого для
жизни в обществе социального опыта и формирования системы ценностей, создание
условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от
учебы время.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности,
с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально
значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Расширение общественно значимых знаний учащихся о своей родине, с
дополнением знаний по истории – о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном
начале человека, о своем крае.
Задачи курса:
- организовать общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с
досугово-культурными учреждениями города;
- способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами
музейного дела и экскурсионной деятельности;
- развить опыт творческой деятельности и творческих способностей;
- формировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к историческим
фактам, воспитать любовь и уважение к прошлому своей страны, расширять исторический
кругозор;
- способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой и
исследовательской деятельности.
Место предмета в учебном плане
Программа
соответствует
федеральному
компоненту
государственного
образовательного стандарта третьего поколения и представляет собой вариант программы
организации внеурочной деятельности обучающихся.
Рассчитана на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этого
времени по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий
со школьниками.
Режим занятий: Программа предполагает проведение занятий 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия 40 минут.
2. Планируемые результаты
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
Личностные результаты
- В сфере гражданского воспитания: активное участие в жизни страны, родного
края и семьи; готовность в разнообразной совместной деятельности, стремление в
взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности.
- В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, своей
школы; ценностное отношение к достижениям своей Родины (подвигам и трудовым
достижениям); уважение к историческому и природному наследию, памятникам и
традициям.
- В сфере духовно-нравственного воспитания: ценностное отношение к школе,
своему городу, народу, Родине, к героическому прошлому и настоящему нашего
Отечества; начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.

- В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к традициям своей школы и
своего народа в целом, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности культуры как средства коммуникации и самовыражения.
- В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности.
- В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
- В сфере ценности научного познания: овладение языковой и читательской
культуры как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Метапредметные результаты
- В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления информации.
- В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижении результатов, разделять сферу ответственности.
- В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; оценивать соответствие результата цели и
условиям; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты освоение программы внеурочной деятельности «Я иу в
музей» представлены с учетом специфика содержания предметных областей, к которым
имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности.
- Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею.
- История: соотносить события истории с событиями региональной историей
родного края и школы; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов
людей; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на фактических материалах; уважение к историческому наследию
народов России.

3. Содержание рабочей программы

Курс ориентирован на учащихся, проявляющих интерес к изучению истории,
вспомогательных исторических дисциплин, краеведения и музееведения.
Формы и методы обучения: эвристические беседы, самостоятельно-поисковая
деятельность, игра, экскурсии, групповая работа, мини-исследования, проектная
деятельность, встречи, читательские и научные конференции, практические занятия.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Я иду в музей» (34 ч.)
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Тема

Содержание занятия
Вводное занятие – 1 час
Вводное занятие.
Задачи, содержание и значение работы кружка «Я иду в
музей».
Особенности работы историков-краеведов.
Музей как институт социальной памяти – 2 часа
Происхождение музея. Профили Происхождение музея. Изучение музеев античного мира
и типы музеев.
и эпохи Возрождения. Первые национальные музеи.
Рассмотрение профилей и типов музея.
Специфика школьного музея как Выбор профиля и темы музея.
центра музейно-педагогической
и краеведческой работы в школе.
Музейный предмет и способы его изучения – 2 часа
Понятия: музейный предметЗнакомство с понятиями: музейный предмет, предмет
предмет музейного назначения – музейного назначения, экспонат и работа с ними в
экспонат.
рамках школьного музея.
Классификация музейных предметов.
Способы изучения музейных
Основные критерии ценности музейного предмета.
предметов.
Уникальный и типичный музейный предмет.
Атрибуция – выявление основных признаков музейного
предмета.
«Легенда» как способ фиксации сведений о музейном
предмете со слов владельца.
Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Проведение научных исследований активом школьного музея – 2 часа
Экспедиции и краеведческие
Экспедиции и краеведческие походы как способ
изучения темы и основная форма комплектования
походы.
фондов.
Способы комплектования
Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в
библиотеках и архивах.
фондов школьного музея.
Привлечение данных различных вспомогательных
исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и
др.
Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов,
а также публикаций статей по результатам научных
исследований.
Фонды школьного музея. Основные направления фондовой работы – 4 часа
Фонды школьного музея и их
Работа с понятием: фонды школьного музея. Термины:
коллекция – фонд – единица хранения.
значение.

9.

10.
11.

12.
13.

14.

15.

16.

Комплектование музейных
фондов.

Изучение структуры фондов: основной, научновспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и
фонд временного хранения.
Учет музейных фондов.
Основные направления фондовой работы:
комплектование, учёт и хранение.
Хранение музейных фондов.
Основные направления фондовой работы:
комплектование, учёт и хранение.
Экспозиция школьного музея – 3 часа
Понятия: экспонат, экспозиция,
Работа с понятиями: экспонат, экспозиция,
экспозиционный комплекс.
экспозиционный комплекс.
Выставка как форма презентации Выставка (экспозиция временного характера) как
актуальная для школьного музея форма презентации его
коллекций.
коллекций.
Интерактивные выставки.
Этапы создания экспозиций.
Этапы создания экспозиции.
Тексты в экспозиции – виды и функции, правила
составления.
Работа с аудиторией – 3 часа
Аудитория школьного музея.
Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной
школы или других школ, родители, жители посёлка,
воспитанники детских садов и т. д.
Разнообразие форм работы с аудиторией.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с
аудиторией.
Музейная экскурсия и ее
Основные требования к музейной экскурсии.
Этапы подготовки экскурсии.
подготовка.

Рассмотреть работу экскурсоводов, их цели и задачи.
17. Работа экскурсовода.
Изучение истории школьного музея – 4 часа
Рассмотреть школьный музей как источник изучения
18. Школьный музей – источник
родного края.
изучения родного края.
19. История создания школьного
музея.

История создания школьного музея.
Военно-исторический музей.
Профиль музея: воспитание нравственности,
патриотизма, гражданственности.
Фонды и экспозиции школьного музея.

20. Фонды и экспозиции школьного
музея.
21. Направление работы школьного Направления работы школьного музея,
исследовательская деятельность.
музея.
Историческое краеведение – 4 часа
Историческое краеведение как наука.
22. Историческое краеведение как
Объекты изучения.
наука.
Общественно полезный характер исторического
краеведения.
23. Записи историко-краеведческих Записи историко-краеведческих наблюдений.
Порядок ведения дневника исторических событий.
наблюдений.
Как проводить беседы с очевидцами исторических
24. Как проводить беседы с
событий и записывать их воспоминания.
очевидцами исторических
Изучение записей воспоминаний, хранящихся в
событий.
школьном музее.

25. Изучение и охрана памятников
Великой Отечественной войны.

Изучение и охрана памятников, связанных с историей
борьбы нашего народа за свою независимость в годы
Великой Отечественной войны.
Военно-патриотическая работа – 4 часа
Воспитательное значение военно-патриотической
26. Воспитательное значение
военно-патриотической работы. работы.
Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой
27. Учителя школы – ветераны и
Отечественной войны.
труженики тыла ВОВ.
Организация фотовыставки.
Пропаганда героических подвигов советских воинов в
28. Пропаганда героических
годы Великой Отечественной войны.
подвигов советских воинов.
Ученики школы – защитники Отечества.
29. Ученики школы – защитники
Организация фотовыставки.
Отечества.
Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы – 2
часа
30. Как организовать историческую Как определять цели и район экспедиции.
Как комплектовать группы и распределять обязанности.
поездку.
Как разрабатывать маршрут экспедиции.
Как определять цели и район экспедиции.
31. Как организовать поездку по
Как комплектовать группы и распределять обязанности.
местам боевой славы.
Как разрабатывать маршрут экспедиции по местам
боевой славы.
Изучение истории школы – 2 часа
Основные события в жизни школы. Учителя школы.
32. Основные события в жизни
Организация фотовыставки.
школы. Учителя школы.
33. История деятельности
пионерской и комсомольской
организаций.

История деятельности пионерской и комсомольской
организаций по экспозиции школьного музея.

Подведение итогов – 1 час
34. Организация отчетной выставки. Как оформлять результаты практических работ кружка.
Фотоальбом. Организация отчетной выставки.
Формы организации учебных занятий
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами
беседы, рассказ, практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии, встречи с
ветеранами ВОВ и тружениками тыла, встреча с краеведом.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний,
практические занятия, комбинированные формы занятий.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Я иду в музей» (34 часа)
№
п/п
1.
2.
3.

Наименование темы занятия
Вводное занятие – 1 час
Вводное занятие.
Музей как институт социальной памяти – 2 часа

Происхождение музея. Профили и типы музеев.
Специфика школьного музея как центра музейнопедагогической и краеведческой работы в школе.

Количество
часов
1
1
1

Музейный предмет и способы его изучения – 2 часа

Понятия: музейный предмет-предмет музейного
назначения – экспонат.
5. Способы изучения музейных предметов.
Проведение научных исследований активом школьного
музея – 2 часа
6. Экспедиции и краеведческие походы.
7. Способы комплектования фондов школьного музея.
Фонды школьного музея. Основные направления
фондовой работы – 4 часа
8. Фонды школьного музея и их значение.
9. Комплектование музейных фондов.
10. Учет музейных фондов.
11. Хранение музейных фондов.
Экспозиция школьного музея – 3 часа
12. Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный
комплекс.
13. Выставка как форма презентации коллекций.
14. Этапы создания экспозиций.
Работа с аудиторией – 3 часа
15. Аудитория школьного музея.
16. Музейная экскурсия и ее подготовка.
17. Работа экскурсовода.
Изучение истории школьного музея – 4 часа
18. Школьный музей – источник изучения родного края.
19. История создания школьного музея.
20. Фонды и экспозиции школьного музея.
21. Направление работы школьного музея.
4.

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Историческое краеведение – 4 часа
22. Историческое краеведение как наука.
23. Записи историко-краеведческих наблюдений.
24. Как проводить беседы с очевидцами исторических
событий.
25. Изучение и охрана памятников Великой Отечественной
войны.
Военно-патриотическая работа – 4 часа
26. Воспитательное значение военно-патриотической
работы.
27. Учителя школы – ветераны и труженики тыла ВОВ.
28. Пропаганда героических подвигов советских воинов.
29. Ученики школы – защитники Отечества.
Организация и проведение исторических экспедиций,
поездок по местам боевой славы – 2 часа
30. Как организовать историческую поездку.
31. Как организовать поездку по местам боевой славы.
Изучение истории школы – 2 часа
32. Основные события в жизни школы. Учителя школы.
33. История деятельности пионерской и комсомольской
организаций.
Подведение итогов – 1 час
34. Организация отчетной выставки.

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».