РП курса внеурочной деятельности "Театр"

Планируемые результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:





потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;

 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса
является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:






понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:
Обучающийся научится:





пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:










включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;

 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:

2

Учащиеся научатся:








читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение)

Учащиеся должны знать:


правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;


виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и
т.д.);

чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
 наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь
 владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
 действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную
тему;
 произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
 произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
 произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические
ударения;
 строить диалог с партнером на заданную тему;
 подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Результаты освоения курса
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности
оценить по трём уровням.

можно

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): овладение
способами самопознания, рефлексии;
приобретение социальных знаний о ситуации
межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной
реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение
школьником опыта самостоятельного
общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями
других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной
деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт

взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации
программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Содержание программы
1 год обучения.
3

Введение в театральную деятельность.
Особенности работы театрального кружка. Техника безопасности на занятиях.
Особенности театральной терминологии. Особенности организации работы театра.
Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр,
осветитель и др.).Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д.
Основы театральной культуры.
Виды театрального искусства. Правила поведения в театре. Посещение театра кукол.
Культура и техника речи.
Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание
скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и
фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.
Кукольный театр. Виды кукол и способы управления ими.
Знакомство с кукольным театром. Виды кукол. Особенности управления кукламимарионетками, куклами-перчатками, ростовыми куклами.
Работа над кукольным спектаклем.
Выбор пьесы/сказки. Распределение ролей/персонажей. Работа с текстом. Репетиции.
Особенности изготовления кукол.
Изучениеособенностей изготовления кукол. Изготовление и подготовка кукол к
спектаклю.
Изготовление декораций и бутафории.
Подготовка ширмы, изготовление декораций и бутафории, принципы оформления афиш.
Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ.
Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое
оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения
спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор
итогов генеральной репетиции.

2-3 год обучения.
Основы театральной культуры.
Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер,
гримёр, осветитель и др.).Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмотра
детского спектакля и закрепления теоретических знаний.
Культура и техника речи.
Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание
скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и
фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.
Ритмопластика.
Создание образов с помощью жестов, мимики. Развитие чувства ритма, быстроты
реакции, координации движений. Воображение детей, способности к пластической
импровизации. Выразительность действия. Закрепление умения детей создавать образы
героев номера через возможности своего тела.
Театральная игра.
Развитие смелости, сообразительности. Закрепление понятий «Если бы» и
«предлагаемые обстоятельства»; умение верить в любую воображаемую ситуацию.
Оценка действия других и сравнение их с собственными действиями. Этюдный тренаж.
Этюды с придуманными обстоятельствами.
Актерское мастерство.
Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания
театрального образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием
персонажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих
лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.
Работа над спектаклем.
Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над
характерами героев. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Репетиции.
4

Импровизация. Подготовка костюмов, бутафории, зала к спектаклю. Изготовление
декораций и афиш.
Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ.
Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля
(имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов
генеральной репетиции. Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка
рекомендаций для исправления ошибок. Выстраивание перспектив.

4 год обучения.
Основы театральной культуры. Понятие о театральных профессиях (актёр,
режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Правила поведения в театре.
Поход в театр с целью просмотра детского спектакля и закрепления теоретических
знаний.
Сценическая речь
Роль. Озвучивание пьесы. Словодействие, намерение, подтекст. Манипуляции
голоса. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Сценическая речь в
миниатюрах.
Актерское мастерство.
Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания
театрального образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием
персонажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих
лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.
Работа над спектаклем
Разработка сценария спектакля миниатюр. Репетиции. Подготовка зала к
спектаклю. Изготовление декораций и афиш.
Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.
Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля
(имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов
генеральной репетиции. Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка
рекомендаций для исправления ошибок. Целеполагание.

Формы и виды деятельности:
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и
видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в
позицию активных участников. С целью создания
условий для самореализации детей
используется:

-

включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного
межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).

-

На занятиях широко применяются:

-

словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и
пр.;

-

наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ
образца движения куклы и пр.);
работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной
информации на определённую тему).

-

-

5

Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение,
загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не
слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во
все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что
гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий
конкурса.

-

Значительное место при проведении занятий занимают
театральные игры,
способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие
устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления
перед зрителями.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они
строятся согласно нескольким принципам:

- игрового самочувствия;
- от простого к сложному;
- от элементарного фантазирования к созданию образа.
Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему
педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.
Примеры театральных игр.
1. «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг
против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают
небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное.
Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом
подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не
правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра
усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает
детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир.
Например: «Муми мама – тёплая».
2. «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству
помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку,
пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего
играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы,
воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до
ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения –
развитие актёрской смелости.
3. «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает
песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её.
Получается маленький музыкально-пластический спектакль.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж.Этюдный тренаж – это своеобразная
школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это
работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение
двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами.
Этюдный тренаж включает в себя:
-

этюды (упражнения) на развитие внимания;
этюды на развитие памяти;
этюды на развитие воображения;
этюды на развитие мышления;
этюды на выражении эмоций;

6

- этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы;
артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов,
фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
- этюды на выразительность жеста;
- этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
- этюды на отработку движений кукол различных видов.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка
большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного
труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий
подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно
всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет
возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании
танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче,
выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей
импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная
характеристика персонажа.

Тематическое планирование
№

Наименование разделов,
блоков, тем

I год обучения
1.
Введение в театральную
деятельность
2.

Основы театральной культуры

Всего
часов

Количество часов
Аудитор
ные

Внеауди
торные

Характеристика
деятельности
обучающихся

2

1

1

Познавательная;

3

1

2

Познавательная;

проблемноценностное общение
3.

Культура и техника речи

3

1

2

Познавательная;

практическая
Кукольный театр. Виды кукол и
способы управления ими

2

5.

Работа над кукольным
спектаклем

13

1

12

6.

Особенности изготовления кукол

5

4

1

4.

1

1

Познавательная;

практическая
Художественнее
творчество;
социальное
творчество
Трудовая;
игровая;

познавательная

7

7.

Изготовление декораций и
бутафории

1

1

Трудовая;
игровая;

познавательная
Художественнее
творчество;
социальное
творчество

3

1

2

Итого:

33

11

22

II год обучения
Особенности организации
1.

2

1

1

Познавательная;

Познавательная;

8.

Генеральная репетиция.
Спектакль. Коллективный анализ

2

работы театра

2.

Основы театральной культуры

3

1

2

3.

Культура и техника речи

3

1

2

4.

Ритмопластика

4

1

3

5.

Театральная игра

4

1

5

6.

Работа над спектаклем

15

1

14

практическая
Познавательная;

практическая

7.

Генеральная репетиция.
Спектакль. Коллективный
анализ

Итого:
III год обучения
1.
Основы театральной
культуры
2

Сценическая речь

Познавательная;

практическая
Художественнее
творчество,
социальное
творчество
Познавательная;

Практическая;
Художественнее
творчество,
социальное
творчество
Художественнее
творчество,
социальное
творчество

3

1

2

34

7

27

3

1

2

Познавательная;

4

1

3

Познавательная;

3.

Актерское мастерство

4

1

3

4.

Ритмопластика

3

1

2

Практическая;
Художественнее
творчество,
социальное
творчество
Познавательная;

Практическая;
8

5.

Театральная игра

3

1

2

6.

Работа над спектаклем

15

1

14

7.

Генеральная репетиция.
Спектакль. Коллективный
анализ

3

1

2

34

7

27

3

1

2

Познавательная;

4

1

3

Познавательная;

Познавательная;

Итого:
IV год обучения
1.
Основы театральной
культуры
2.
Сценическая речь

Художественнее
творчество,
социальное
творчество
Художественнее
творчество,
социальное
творчество
Художественнее
творчество,
социальное
творчество

Практическая;
3.

Актерское мастерство

4

1

3

4.

Театр миниатюр

5

1

4

5.

Работа над спектаклем из
миниатюр

15

1

14

6.

Генеральная репетиция.
Спектакль. Коллективный
анализ

3

1

2

34

6

28

Итого:

Практическая;
Художественнее
творчество,
социальное
творчество
Художественнее
творчество,
социальное
творчество
Художественнее
творчество,
социальное
творчество

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».