Положение об безотметочном обучении

2. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества
школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания,
восприятия, темп деятельности и др.).
3.
Оцениванию
подлежат
индивидуальные
учебные
достижения
учащихся
(сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними
достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже
неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление
инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не
боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу
с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.
Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть
ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание
должно быть направлено на эффективное обучение ребенка.
4. В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не
проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года; в день можно
проводить не более одной контрольной работы.
5. При обучении чтению категорически запрещается проверка скорости чтения
в
течение всего первого года и определения средней скорости по классу. Динамику
формирования навыка чтения можно проанализировать, сравнивая скорость чтения одного и
того же ребенка в течение учебного года, не сравнивая со скоростью других детей.
6. В первом классе домашние задания не задаются.
7. Безотметочное обучение устанавливается в 1 классе в течение всего учебного
года.
8. Механизм определения уровня обученности и развития обучающихся
- Для формирования действий самоконтроля и самооценки особое внимание уделяется
развитию рефлексивных умений и навыков обучающихся.
- Результаты фиксируются в специальном «Листке достижений».
Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития обучающихся,
зелёным и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.
- При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо прежде всего
учитывать: понимание прочитанного текста, а также способ чтения, правильность, беглость,
выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
- Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют плавный
слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 35-40 слов в минуту (на конец
учебного года), понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить
главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту
мысль.
- Среднему уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствует слоговой способ
чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 25-30 слов в минуту (на
конец учебного года). Обучающийся не может понять отдельные слова при общем
понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова
и выражения, подтверждающие эту мысль.
-. Низкому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют чтение по буквам
при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения,
непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по
содержанию.
- При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо
учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по
орфографии, сформированность устной речи.
- Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной
каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочёта.

- Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется
2-3
существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами,
словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта.
- Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в
целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное,
неразборчивое, с помарками.
- К числу негрубых недочётов относятся:
а) частичные искажения формы букв:
б) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
в) наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;
г) выход за линию рабочей строки, недописывание до неё;
е) отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.
- Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует
письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу.
- Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует
письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5—7
недочетов.
- Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо,
в котором число ошибок и недочётов превышает указанное количество.
- Критериями оценки сформированности устной речи являются:
а) полнота и правильность ответа;
б) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
в) последовательность изложения;
г) культура речи.
- Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные связанные,
последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности
в речи.
- Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям,
удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом
оформлении ответов.
- Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом
обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим
вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки
при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи
учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в
употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.
- При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо
учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность
умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.
- Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует
осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им
пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро.
- Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в
которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует
рациональные
приёмы
вычислений.
-Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в
которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала.
- Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют
работы, выполненные безошибочно.
- Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют
работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок.

- Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и
ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить
план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).
- Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и
ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает
ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При
этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.
- Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и
ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с
помощью учителя. Допускает 2 и более грубые ошибки.
- Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических
понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные
признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломанная, угол, треугольник,
многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их,
используя линейку, угольник, циркуль.
- Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют
умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает
неточности в определении существенных признаков фигур.
- Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания
и умения, несоответствующие указанным требованиям.
- Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим
миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов
бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.
- Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы,
представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои
непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире.
Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои
знания на практике.
- Среднему уровню умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы,
построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает
отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает
взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.
- Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых
ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с
выполнением практических работ даже с помощью учителя.
- При определении уровня развития общеучебных навыков необходимо учитывать умения
учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать,
обосновать оценку, делать самооценочные суждения.
- Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность
ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга
чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чём
расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию автора,
заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте).
- Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение
самостоятельно ориентироваться в какой- либо детской книге, вычленять на обложке и
прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не
менее двух основных внешних показателей её содержания (фамилию автора или заглавие и
иллюстрации на обложке и в тексте).
- Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность
ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя,
самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и

прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чем расскажет книга),
принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте).
- Умение обучающихся планировать свою работу определяется учителем на основе
наблюдений за деятельностью детей на различных уроках.
- Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу,
самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные
приёмы и способы работы.
- Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью
учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приёмы и способы работы.
- Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной задачи — составление
последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя,
существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при
помощи учителя.
- Определение уровня развития познавательных мотивов и активности обучающихся
производится по результатам наблюдения учителя за деятельностью обучающихся в
урочной и неурочной деятельности и при помощи диагностических методик.
- При высоком уровне развития общественной активности ученик принимает активное
участие в деятельности классного коллектива, во время бесед с интересом обсуждает
вопросы, правильно оценивает ситуации, аргументирует свою точку зрения, умеет
организовать ребят, повести за собой.
- При среднем уровне развития общественной активности ученик принимает участие в
деятельности классного коллектива, следуя за другими ребятами участвует в обсуждении
различных вопросов и событий, но испытывает затруднения в аргументации своей точки
зрения.
- При низком уровне общественной активности ученик малоактивен в делах классного
коллектива, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом, но
быстро охладевает к нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения
или неверно их оценивает.
- При высоком уровне сформированности отношения к учению проявляется повышенный
интерес обучающегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг,
всегда добросовестен в учении.
- При среднем уровне сформированности отношения к учению проявляется интерес
ребёнка к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но
иногда бывают срывы.
- При низком уровне сформированности отношения к учению не проявляется интерес к
знаниям или этот интерес ситуативен, учащийся добросовестен только по отношению к
предметам, к которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания.
- Высоким уровнем определяется ответственное отношение ребёнка к любым трудовым
поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу.
- Средним уровнем определяется, как правило, ответственное отношение учащегося к
трудовым поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное, любит
участвовать в трудовых делах, но включается в них только по инициативе других.
- Низким уровнем определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда
осуществляется постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую
деятельность происходит лишь по необходимости, ученик редко доводит дело до конца,
часто уклоняется от участия в трудовых делах.
- Высокий уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием
нравственным нормам в любых ситуациях, проявлением постоянной готовности помочь
товарищам,
взрослым
и
младшим.

- Средний уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием
нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик нередко теряется,
проявляет готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма.
- Низкий уровень сформированности отношения к людям характерен для такого
поведения, когда ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях,
поступает часто интуитивно, сам не ищет места приложения сил, иногда поступает вопреки
нравственным нормам, если помогает, то исполняет это как повинность.
- Главными критериями оценивания являются правильность и самостоятельность.
- При оценивании следует соблюдать следующие принципы:
- градации учебного материала, означающий, что должны быть предусмотрены различные
виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся любого уровня подготовки;
- свобода выбора учеником трудности учебного задания, который позволяет обучающемуся
осознать свою ответственность за результат учебной деятельности и формировать
адекватную самооценку;
- постепенного накопления достижений, который означает, что темп накопления достижений
у каждого ученика может быть индивидуальным. При этом нельзя ограничивать время и
формы учебной работы, подлежащей оцениванию;
- свободы при улучшении учеником своих учебных достижений, который означает, что
учащиеся имеют возможность улучшить свои ранние достижения.
- Оценивание образовательных достижений учащихся предполагает, что:
- оценивается не только результат, но и процессуальная сторона деятельности ученика;
- содержание педагогической оценки должно «добавлять, а не вычитать», т.е. должны
оцениваться индивидуальные достижения учащихся, а не то, что он не сделал, не выучил,
не запомнил;
- текущее оценивание в учебном процессе должно быть по шкале «верно» - «не верно»;
- учебный материал имеет свои особенности, поэтому форма оценивания по разным
предметам будет разной.
- Оценочная деятельность педагога должна иметь следующую структуру:
- наблюдение;
- формирование оценочного представления об ученике;
- измерение.
- При наблюдении учитель должен фиксировать:
- скорость восприятия и переработки учебной информации учеником (быстрота);
- усвоение ЗУНов (легкость);
- запоминание информации (устойчивость);
- тщательность выполнения работы (аккуратность, добросовестность);
- учебную мотивацию школьника (желание, добровольность, активность);
- регуляцию действия (самостоятельность, постоянство);
- включение учащихся в оценку собственных учебных возможностей.
III. Содержание, виды и формы контроля:
Оцениванию подлежат:
1. уровень усвоения школьниками знаний, умений и навыков, обозначенных в
Федеральном государственном стандарте начального общего образования (листы
прохождения учебного материала по темам, разделам).
2. количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется только по итогам
учебного
года
на
основании
итоговой
работы
по
предмету,
итогового
мониторинга. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на
основе диагностических материалов, «папки» ученика, его рефлексивной самооценки.
3. творческий опыт школьника, то есть применение полученных знаний в учебной и
практической деятельности (портфолио);
4. общеучебные умения:
-умение организовывать свои дела;
-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем;
-составлять план решения проблемы (задачи) вместе с учителем;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, если нужно, исправлять ошибки
с помощью учителя;
-в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы всех;
- умение пользоваться информацией:
-самостоятельно предполагать, какие знания нужны для решения учебной задачи;
-отбирать
источники
информации
среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий, справочников, находить информацию в текстах, таблицах, схемах,
иллюстрациях и др.;
-сравнивать и группировать факты и явления;
-определять причины явлений, событий;
-делать выводы на основе обобщения знаний;
-представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
- умение оценивать то, что происходит вокруг:
-отделять поступки от самого человека;
-в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые нельзя однозначно
оценить как хорошие или плохие (потому что люди из различных групп общества оценивают
их по-разному);
- умение общаться:
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных
речевых ситуаций;
-высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
-вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и
искать ответы, проверять себя);
-отделять новое от известного;
-выделять главное;
-составлять план;
5. умение выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи);
6. умение уважительно относиться к позиции другого, договариваться.
I V.Виды и формы контроля:
1.Видами
контроля
являются:
стартовый,
пооперационный,
контроль
по
результату, рефлексивный, итоговый.
2. Формы контрольных работ: самостоятельные, стартовые, тестовые диагностические,
тематические проверочные, итоговые проверочные, графические работы (рисунки, схемы,
чертежи), исследовательские, проектные, а также результаты выступлений на смотрах,
конкурсах, выставках, ситуативных играх, праздниках.
V.Требования к контролю и оценке
- Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка —
рефлексивной и прогностической.
- Требования к контролю:
• системность и регулярность контроля как отдельного обучающегося, так и класса в
целом;
• использование контроля в интересах всех обучающихся и в целях их обучения,
воспитания и развития;
• всесторонность, отражающаяся как в контроле за усвоением образовательных
стандартов, так и в сформированности универсальных умений;
• объективность, выражающаяся в создании равных для всех обучающихся условий при
любых формах контроля;

оптимальность контроля, который должен быть организован таким образом, чтобы за
минимальное время получить необходимые данные о его результатах.
•

VI. Механизм оценивания
Существенной особенностью контроля является формирование умения контролировать
свою учебную деятельность (планирование, выполнение, получение результата,
корректирование деятельности в зависимости от полученного результата) самими
обучающимися, в частности:
6.1. развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного
материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, просчеты, неточности,
намечать способы их устранения;
6.2. обучение способам самоконтроля и самооценки, увеличение объема
самостоятельной работы;
6.3. обеспечение максимальной продуктивной учебной деятельности школьников: умение
различать способы и результаты собственной учебной деятельности, развитие и
совершенствование коммуникативных умений, повышение интереса к учению, понимание
смысла учения;
6.4. использование педагогом разнообразных методических приемов диагностики
мотивации, интереса к учению при выстраивании технологии контроля и оценивания
результатов учебной деятельности.
VII. Взаимодействие с родителями (законными представителями) в процессе новой
системы оценивания результатов учения
7.1. Учителя на родительских собраниях обязаны познакомить родителей
(законных представителей) обучающихся с особенностями и критериями оценивания,
доказать преимущество данной системы оценивания учебной деятельности и заручиться их
одобрением и поддержкой.
7.2. В целях информирования родителей (законных представителей) обучающихся о
результатах обучения и развития их детей учителя регулярно проводят индивидуальные
консультации, отмечают текущие достижения в дневниках обучающихся, а по итогам
учебной четверти на родительских собраниях знакомят с результатами достижений.
7.3. По согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся вводится
и оформляется папка «Мои достижения».
VIII. Ведение документации.
Документация учителя:
1. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно
программе. Отметки в 1 классе в течение года классный журнал не выставляются.
2. В целях обеспечения безотметочного обучения учителями осуществляются:
- качественная и количественная характеристика знаний, умений и навыков учащихся,
ведутся портфолио, листы прохождения учебного материала, листы развития общеучебных
навыков.
3. Анализ педагогической деятельности на основе анализа учебной работы
обучающихся включает следующие данные:
-динамику
развития
учащихся
за
учебный
период;
-уровень
усвоения
учащимися
знаний
и
умений
по
основным
темам;
-уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности учащихся;
-сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей;
-выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.
4. Документация учащихся:
Для выполнения итоговых и тематических контрольных работ по русскому языку и
математике вводятся специальные тетради (листы), которые на протяжении года хранятся в
школе и выдаются учащимся для выполнения контрольных работ и работ над ошибками.

5. Администрация школы:
1. В своей деятельности администрация школы использует для анализа все
необходимые материалы учителей, учащихся и психолога (классный журнал,
содержательный анализ педагогической деятельности учителя за год, анализ проверочных и
контрольных работ, тетради учащихся, результаты психолого-педагогической диагностики)
для создания целостной картины учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
2. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей администрация проводит
анализ
работы
педагогического
коллектива, определяя
"проблемные" места,
достижения и трудности как учащихся, так и учителей, и на их основе определяет
задачи на последующий год обучения.
IХ. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности
1. Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках
безотметочного
обучения
необходимо
строить
равноправное
сотрудничество.
Каждый из участников такого сотрудничества имеет право, прежде всего, на самооценку
своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного
субъекта деятельности другим.
2. Права и обязанности учащихся.
Учащиеся имеют право:
-на
собственную
оценку
своих
достижений
и
трудностей;
- на самостоятельный выбор сложности и количества проверочных заданий;
-на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;
- на ошибку и время для ее ликвидации;
-на
участие
в
разработке
критериев
оценивания
своей
работы;
- на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности.
3. Учащиеся обязаны:
- по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
- осваивать способы осуществления контроля и оценки;
- иметь рабочие тетради, тетради для контрольных работ, в которых отражается
контрольно-оценочная деятельность ученика.
4. Права и обязанности учителя
Учитель имеет право:
-иметь
свое
оценочное
суждение
по
поводу
работы
учащихся;
-самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений
учащихся.
Учитель обязан:
-соблюдать
основные
Положения
безотметочного
обучения;
- соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности учащихся;
- оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений;
-работать
над
формированием
у
учащихся
самоконтроля
и
самооценки;
- оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но также уровень развития и
степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью
способов
качественного
оценивания;
-фиксировать динамику развития и обученности ученика только относительно его
собственных возможностей и достижений;
- доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.
5. Права и обязанности родителей
Родитель имеет право:
-иметь информацию о принципах и способах оценивания достижений в школе;
-на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
-на индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в
обучении своего ребенка.
Родитель обязан:

-информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми
родитель сталкивается в домашних условиях;
-посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская работа по
оказанию помощи в образовании их детей.
Х. Ответственность сторон.
1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов
данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи начальной
школы - становления учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников.
2. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон
учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации
школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядком.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».